Психотравмирующие условия вооруженного конфликта в Таджикистане и перемещения беженцев в Афганистан

Основной характеристикой социально-психологических факторов вооруженного конфликта в Таджикистане в 1992 г. стали массовые перемещения больших групп населения за пределы страны как непосредственно в результате вооруженного конфликта (близость зоны боевых действий, угроза убийств, насилия), так и притеснения по регионально-религиозной принадлежности и вследствие серьезной реально существовавшей угрозы личной и семейной безопасности.

Для более полного и глубокого понимания специфики психотравмирующей ситуации проанализированы этнокультурные данные об образе жизни таджиков и афганцев, представлена характеристика психотравмирующей ситуации вооруженного конфликта в Таджикистане в 1992 г.

Исследователи-этнологи рассматривают таджиков и афганцев, как хоть и близкие, но самостоятельные, имеющие ряд существенных различий этнические группы. Несмотря на ряд черт, во многом определяющих родство сравниваемых категорий населения, выявлен ряд особенностей, оказавших существенное влияние на формирование, течение, специфику и исходы СПД таджикских беженцев.

He останавливаясь в деталях на этнокультурной характеристике народов Таджикистана и Афганистана в целом, целесообразно представить основные характеристики афганцев и таджиков, проживающих в граничащих друг с другом районах северного и северо-восточного Афганистана и южных районах Таджикистана.

Этногеографическая справка. Преобладающее большинство населения современного Афганистана составляют пуштуны (афганцы), говорящие на языке пушту. В этническом составе страны присутствуют также таджики, узбеки и киргизы, населяющие преимущественно приграничные с Таджикистаном и Узбекистаном провинции Афганистана. В свою очередь, приграничные районы Таджикистана преимущественно представлены населением, проживающим в указанной местности в 3-4-м поколении и являющимися коренными жителями юга Tаджикистана.

Представляет интерес языковая характеристика описываемых этнических групп. Таджикский язык (фарси) представляет собой восточную ветвь новоиранской группы индоевропейских языков, в то время как афганский (пушту) относится к западной ветви указанной группы. Несмотря на единую группу, между фарси и пушту практически нет сходства, что делает общение таджиков и пуштунов на одном языке невозможным. Пушту широко распространен в Пакистане и ряде штатов Индии. Традиционным языком общения афганских таджиков является дари, имеющий большое сходство с фарси (таджикским языком). Этот язык, дающий большие возможности для вербального общения с таджиками, распространен в ряде районов Северного Афганистана, в том числе в местах расположения лагерей таджикских беженцев.

Основным типом жилища афганцев является глинобитный или сложенный из сырцового кирпича дом прямоугольной формы с плоской или куполообразной крышей, окруженный высоким забором из сырцового кирпича или глины. Такой тип жилища является традиционным и отражает феодальный социальный уклад. Непрекращавшийся на протяжении десятилетий вооруженный конфликт в Афганистане отбросил социально-экономическую жизнь афганцев далеко назад и сегодня можно говорить об отставании Афганистана от мировой цивилизации на 40-50 лет. Отсутствие электроснабжения и дефицит других источников энергии заставляет население Афганистана возвращаться к прежним, давно забытым источникам энергии.

Советский период развития Таджикистана способствовал значительному развитию и трансформации различных сторон социальной и культурной жизни народов Таджикистана. Вахшская долина современной Хатлонской области Таджикистана, осваивавшаяся с 30-х г. XX в. представителями различных наций — немцами Поволжья, татарами, украинцами — глубоко изменила жизненный уклад таджиков, привела к появлению нового типа социальной жизни, возделыванию новых нетрадиционных сельскохозяйственных культур (герани для производства эфирных масел, лимонов и апельсинов, не выращивавшихся здесь ранее).

Дома в южных районах Таджикистана хоть и сохранили прежние элементы, но приобрели новые конструкции, планировку, приусадебные участки, теплицы, не характерные для традиционного таджикского села начала XX в. В развитии сельского быта Таджикистана большую роль играла сеть домов культуры, клубов, кинотеатров, библиотек, школ, детских садов, лечебных учреждений, способствовавших существенному повышению культурного и образовательного уровня жителей села. К 1990 г. таджикские села (кишлаки) представляли собой благоустроенные населенные пункты, где рационально размещались жилые дома, учреждения быта. Использование электричества, радио и телефонной связи прочно вошло в сельский быт и преобразило облик таджикской деревни, таким образом обусловив коренные различия между таджикским и афганским селом.

Рассматривая особенности семейного уклада афганцев и таджиков, следует отметить, что у афганцев сохранились и продолжают развиваться пережитки родо-племенной структуры — большая семья управляется старейшиной, несколько больших семей составляет род, которым управляет малик, несколько родов — клан, несколько кланов -племя. Управление племенем осуществляет вождь (хан) и главы последующих подразделений.

Совершенно иной семейно-родовой уклад сформировался в таджикском обществе. Семья в Таджикистане испокон веков существует в виде большого неразделенного родственного объединения — семьи, в которой представлены и сосуществуют несколько поколений по мужской линии. При этом несколько больших семей не формально, а на деле объединены в так называемые авлоды — родовые группы, или патронимы, что обеспечивается не только наличием у них общего предка, а значит сознанием своего родства, но и обладанием общей собственности и соблюдением довольно жестких иерархических принципов в родственных отношениях. Такая особенность придает этому сообществу дополнительную устойчивость. Во главе большой семьи стоит старший мужчина. Он представляет семью перед внешним миром, регулирует взаимоотношения с властями. Внутри большой семьи он осуществляет безусловную юрисдикцию, ведает финансами и имуществом. Каждая малая семья включена в совместное почитание общеродовых предков, составляющее духовный фундамент жизни таджикской семьи.

Существуют большие различия в вопросе соблюдения религиозных обрядов у таджиков и афганцев. Провозглашенная в 80-х гг. религиозная направленность государственного строя в Афганистане привела к еще большему ужесточению религиозных обрядов и обычаев в афганском обществе. Многократное совершение молитвы (намаза) в назначенное время суток, строгое соблюдение поста в священный месяц рамазан контролируется, а нарушение их строго наказывается со стороны духовных служителей и их последователей. Это приводит к всеобщему осуждению, а в некоторых районах Афганистана и к физической расправе с неверующими.

Исполнение религиозных обрядов в Таджикистане в советский период носило формальный характер и было необязательным для широких масс населения, однако в тот период существовали слои населения, фанатично исповедующие ислам и исполняющие все религиозные обряды. После гражданской войны, которая была обусловлена религиозно-региональными противоречиями, население, духовенство и правительство провозгласили Таджикистан демократическим, светским государством, тем самым заложив основы для свободного вероисповедания представителей различных конфессий на территории страны.

Для более адекватной оценки факторов, играющих роль в формировании психических расстройств и последующей СПД женского контингента репатриированных беженцев, проанализирована специфика психотравмирующей ситуации вооруженного конфликта в Таджикистане и последующего перемещения и пребывания в лагерях беженцев в Афганистане.

Характеристика стрессора. В мае 1992 г. региональнорелигиозный вооруженный конфликт между таджиками, выходцами из различных регионов Таджикистана, положил начало кровопролитной гражданской войне, унесшей за 8 месяцев более 30 тыс. жизней. За несколько месяцев военных действий примерно 600 тыс. человек были вынуждены оставить свои дома. Этнические русские, узбеки и таджики бежали в другие страны СНГ, а население приграничных с Афганистаном районов Таджикистана — выходцы из регионов одной из противоборствующих сторон конфликта в количестве около 60 тыс. чел., преимущественно женщин, детей, стариков, под влиянием панических слухов, страха надвигающейся линии фронта и последующей расправы над мирным населением, осуществили неконтролируемое массовое перемещение и пересекли государственную границу Таджикистана с Исламским Государством Афганистан.

Анализируя основные факторы дезадаптации в период пребывания в лагерях беженцев, в первую очередь следует отметить опасную общественно-политическую обстановку в Афганистане, когда люди в поисках «тихого пристанища» вновь попали в обстановку вооруженного конфликта. Крайне негативную роль для беженцев сыграли условия их пребывания в лагере. Размещение беженцев осуществлялось в трех палаточных лагерях по 20 тыс. человек в каждом. Отсутствие контактов с внешним миром, удаленность от населенных пунктов, большая скученность, отсутствие информации о ситуации на Родине и судьбе близких усиливали ощущение изолированности и усугубляли процесс дезадаптации. В женском контингенте помимо общих психогенных воздействий, характерных для всех беженцев, отмечались специфические психотравмирующие факторы, обусловленные переживаниями за судьбу и безопасность детей. Кроме того, среди женщин, не имевших в отличие от мужчин опыта проживания вдали от дома, тяга к семейному очагу и ведению хозяйства оказывала неблагоприятное воздействие на процесс адаптации.

В период 1996-1998 гг. усилиями Президента Таджикистана Э. Рахмона, Правительства Республики Таджикистан при активной поддержке международных организаций был завершен процесс репатриации беженцев в места их прежнего проживания. Период реинтеграции, продолжающийся до настоящего времени, имеет большие сложности и сопровождается такими проблемами, как разрушенные и сожженные во время войны дома, утраченное хозяйство, скот. Неблагоприятная атмосфера в микросоциуме, негативное отношение односельчан, связанное с возможной причастностью к боевым действиям, обусловливают дополнительные психотравмирующие воздействия на личность беженок.

Анализ психотравмирующей ситуации для таджикских женщин-беженок в период их пребывания в зоне вооруженного конфликта и последующего перемещения в Афганистан, показал, что для абсолютного большинства обследованных характерно переживание мощного психотравмирующего воздействия, связанного прежде всего с чувством собственной незащищенности, а также или в еще большей степени родных, близких и детей. Практическое отсутствие опыта поведения в экстремальной ситуации вооруженного конфликта, отсутствие у большинства женщин мужей — глав семейств либо отцов и братьев создавали дополнительный комплекс воздействий, связанных с необходимостью принятия самостоятельных ответственных решений о перемещении в безопасное место из очага вооруженного конфликта.

Большое значение для процесса дезадаптации имел способ перемещения из зоны боевых действий. Решение о необходимости покинуть свои дома и переместиться в соседний Афганистан принималось лидерами общин, имевших беспрекословный авторитет, однако ввиду отсутствия каких-либо минимальных возможностей для его осуществления, близости зоны вооруженного конфликта перемещение приобрело неорганизованный, хаотичный характер, усиливаемый страхом и паникой надвигающихся боевых действий. Беженцы поспешно бросали свои дома, хозяйство, скот и перемещались с помощью подручных средств на расстояние 50-100 км до границы (тракторные телеги, грузовые машины, лодки, паромы, вьючные животные и т.д.), через пограничную реку Пяндж, разделяющую территорию Афганистана и Таджикистана. Хаотичное перемещение, большое число тонущих в водах бурной реки, свидетелями чего были обследованные беженки, потеря детей в ходе перемещения были дополнительным психотравмирующим фактором, негативно влияющим на длительность СПД.

Переход границы и продвижение на расстояние 40-60 км вглубь страны еще больше вселяли в беженцев чувство неуверенности и незащищенности в незнакомой обстановке. Практически для всех обследованных женщин было характерно длительное и болезненное приспособление к окружающей обстановке, сопровождавшееся мощной СПД. Для абсолютного большинства обследованных (76,7%, или 1106 чел.) первостепенное значение имели такие дезадаптирующие факторы, как ситуация изолированности от внешнего мира, опасная общественно-политическая обстановка.

Среди факторов, усугубляющих процесс дезадаптации, большинство обследованных отметили жесткую администрацию в лагере, наличие вооруженной охраны, невозможность свободного передвижения за пределы лагеря, практическое отсутствие контактов с внешним миром вследствие удаленности населенных пунктов от мест расположения лагерей, полное отсутствие каких-либо источников информации (радио, газет) и невозможность на первых порах получения известий о судьбе родственников и ситуации на родине, что еще больше усиливало ощущение изолированности. На этом фоне процесс дезадаптации усугублялся такими особенностями условий содержания беженцев в лагере, как ограниченное пространство, нехватка воды, невозможность уединения. В лагерях долгое время не было представительств международных гуманитарных организаций, в результате чего оказываемая гуманитарная помощь зачастую уходила в руки вооруженных группировок и не доходила до населения, а молодые люди насильно уводились в ряды боевиков. Существовала реальная угроза насилия над женщинами молодого возраста.

Гуманитарная помощь со стороны международных гуманитарных организаций оказывалась таким образом, что у большинства обследованных оставалось мало возможностей для ежедневной трудовой деятельности. Невозможность занятия какой-либо работой в сочетании с крайне тревожным, неопределенным будущим оказывали на беженок сильное деморализующее воздействие. Неудовлетворительное питание, высокий риск и частота инфекционных заболеваний отрицательно сказывались на процессе адаптации.

Представляет особый интерес, что у обследованных женщин-беженок, не имевших в отличие от мужчин опыта проживания вдали от дома, такие факторы, как тяга к семейному очагу, ведению хозяйства, тревога за жизнь детей и других членов семьи, оказывали крайне неблагоприятное воздействие на процесс приспособления к новому месту жительства. Детальный анализ факторов, участвующих в процессе дезадаптации беженцев, позволил сформулировать положение о ведущей роли социокультурных показателей в формировании расстройств адаптации. Данный процесс в группе обследованных беженок с наиболее выраженной СПД можно представить рядом последовательно развивающихся фаз.

Фаза первичного культурно-психологического шока характеризовалась выраженными расстройствами психической деятельности, лишающими обследованных возможности адекватно реагировать на создавшуюся ситуацию. Так, если в период непосредственного перемещения из района боевых действий у обследованных сохранялись и даже активизировались процессы психической деятельности, направленные на скорейший выход из создавшейся обстановки, то в последующий период размещения на новом месте на фоне ситуации изолированности (в связи с чужеродной средой) на первый план выступала общая астенизация, недостаточность питания, переутомление, бессонница, тревога за судьбу родных и близких и страх перед неопределенностью в чужой стране с иным жизненным укладом. У большинства беженок (76,0 %) достоверно часто отмечалось чувство отчаяния, безнадежности, неоправданная и непродуктивная гиперактивность, неконтролируемые грусть, гнев и вербальная агрессия (р<0,01). У обследованных женщин достоверно часто отмечались симптомы экстравертированной переработки создавшейся ситуации: паническая реакция, расторможенность, растерянность, страх за судьбу детей, безудержный плач.

В течение 1-2 недель описанные состояния переходили в так называемую фазу «прозрения». В этот период обследованным была свойственна реальная оценка ситуации: осознание полной утраты прежних жизненных позиций и возможностей, необходимость социального функционирования и создания бытовых условий в неприспособленном месте — лагере беженцев. Наряду с активизацией повседневной деятельности отмечались такие симптомы, как страх повторения ситуации вооруженного конфликта, поверхностный сон. Ряд симптомов, характерных для первой фазы, — отчаяние, безнадежность, пониженный фон настроения у преобладающего большинства обследованных (83,0%), стабилизировались. Длительность данной фазы варьировала от 2 до 6 месяцев (р<0,01).

Фаза начала решения проблем и активного функционирования была характерна для сравнительно небольшой части — 12,0% обследованных. У них процесс адаптации протекал мягче и в относительно короткие временные периоды. Уже к концу 3-4-го месяца они начинали предпринимать активные меры по улучшению условий жизни, охотнее вступали в контакт с персоналом гуманитарных организаций, работающих в лагерях, для обеспечения семьи питанием, одеждой, медицинской помощью. Хотя эта группа в последующие периоды репатриации предъявляла жалобы на различные психические расстройства, тем не менее данный период протекал бессимптомно либо симптоматика была незначительной, что свидетельствовало об устойчивых компенсаторно-приспособительных механизмах адаптации.

Обобщая проанализированные показатели, представленные в настоящей главе, следует отметить, что психотравмирующая ситуация вооруженного конфликта и последующего вынужденного перемещения беженок, находившихся в лагерях беженцев в Афганистане, имеет ряд специфических черт, тесно связанных с социокультурными факторами, играющими ведущую роль в формировании адаптационно-приспособительных механизмов личности у данной категории обследованных, перемещенной за пределы привычного макро- и макросоциального окружения. Установлено, что глубина и длительность процесса СПД личности беженца находится в прямой зависимости от социально-политической ситуации в стране пребывания, языковых и этнокультурных различий, взаимоотношений с местным населением, степени информированности беженцев о мерах, предпринимаемых в отношении них. Немаловажное значение в процессе сокращения периода дезадаптации имеют условия пребывания в лагере: возможность активной трудовой деятельности, направленной на поддержание удовлетворительных условий жизни, доступ к медицинской, в том числе психиатрической и антикризисной психологической помощи.

Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Читайте также