Основные культурологические категории анализа

Говоря об основных культурологических категориях, используемых в психологии и психиатрии, необходимо дать определение самому феномену культуры. Категория культуры относится к фундаментальным понятиям большинства гуманитарных наук, что отражает ее контекстуальное и содержательное многообразие. На сегодняшний день насчитывается более 500 различных определений этого феномена. Анализируя известные дефиниции, американские культурные антропологи A. Kroeber и К. Kluckhon разделили их на шесть классов:

1. Описательные определения, интерпретирующие культуру как сумму всех видов человеческой деятельности, обычаев, верований.

2. Исторические определения, которые связывают культуру с традициями и социальным наследием общества.

3. Нормативные определения, рассматривающие культуру как совокупность норм и правил, организующих человеческое поведение.

4. Психологические определения, в соответствии с которыми культура представляет собой совокупность форм приобретенного поведения, возникающего в результате приспособления и культурной адаптации человека к окружающим условиям жизни.

5. Структурные определения, представляющие культуру в виде различного рода моделей или единой системы взаимосвязанных феноменов.

6. Генетические определения, основывающиеся на понимании культуры как результате адаптации человеческих групп к среде своего обитания.

На основании изложенных определений авторы пришли к выводу, что «…культура состоит из выраженных и скрытых схем мышления и поведения, являющихся специфическим, обособляющим достижением человеческих общностей, воплощенных в символах, при помощи которых они воспринимаются и передаются от человека к человеку и от поколения к поколению. Сюда необходимо включить также и те достижения, которые проявляются в созданных культурным обществом материальных благах. Ядром любой культуры являются идеи… и особенно ценности, передающиеся при помощи традиций. Культурные системы могут рассматриваться, с одной стороны, как результат совершенных действий, с другой стороны, как одна из основ действия в будущем».

Важнейшими категориями любой культуры являются культурные ценности и нормы (нравы, традиции, обычаи, обряды, и законы), а также религия.

Согласно К. Kluckhon et. F. Strodbeck, культурные ценности представляют собой «сложные, определенным образом сгруппированные принципы, придающие стройность и направленность разнообразным мотивам человеческого мышления и деятельности в ходе решения общих человеческих проблем». Изучение культурных ценностей является одним из актуальных направлений в современной этнопсихологии, а наиболее значительные достижения в этой области были сделаны в рамках долгосрочного международного проекта, руководимого Ш. Шварцом. Объясняя основную роль культуры как формирование универсальных требований человеческого существования, израильский психолог постулирует обязательное содержание всех ценностей в любой культуре. К таковым, по мнению ученого, относятся: биологические потребности, потребности в социальном взаимодействии, выживании и функционировании в группе. В то же время очевидно, что для каждого общества характерны свои ценностные иерархии, а некоторые ценности актуальны только для определенных культур. Осознание собственных культурных ценностей обычно происходит при встрече с представителями других культур. Нередко эти ситуации сопровождаются интенсивными чувствами, такими как растерянность, раздражение, обида, стыд.

Правила, регулирующие распределение ценностей и разнообразные отношения между людьми, известны под названием культурных норм. Наиболее распространенными регуляторами поведения являются нравы — моральные оценки допустимости тех или иных форм, как собственного поведения, так и поведения прочих индивидов (например, правила поведения во время приема еды, приветствия, прощания и т.д.). По своей сути нравы представляют собой весьма динамичные, подвижные образования и предназначены для регулирования текущих событий и поступков. Вследствие этого несоблюдение нравов обычно предполагает меньшую ответственность, чем нарушение прочих культурных норм.

Значительно более влиятельным видом культурных регуляторов являются обычаи — общепринятые образцы действий, предписывающие правила поведения для представителей одной культуры (свадебный, погребальный обряды, и пр.). Обычаи изначально возникали как устойчивые формы поведения, обеспечивающие культурную стабильность, вследствие чего в них было заинтересовано все общество. Характерными чертами обычаев является их относительная неподверженность изменениям, а также строгое соответствие конкретной ситуации. Следует отметить, что, на первый взгляд, одинаковые обычаи могут содержать значительные семантические различия в различных культурах.

Следующим, в социальном отношении еще более строгим видом культурных норм являются традиции — исторически сложившиеся, рациональные и многократно повторяемые формы социальной организации, регуляции и коммуникации. В отличие от обычаев, традиции направлены на использование таких стереотипов поведения, соблюдение которых является необходимым условием социальной жизни каждого индивида. Исходя из этого, заведомо исключается элемент мотивации поведения. Традиции должны выполняться автоматически, поскольку «так принято», «так поступали наши предки».

Если нравы, обычаи и традиции представляют социально желаемые и одобряемые формы поведения, то характерной особенностью права является его облигаторный характер. Данный регулятор человеческого поведения выражает совместный договор людей о правилах поведения во всех сферах общественной жизни и санкционируется государством. Исторически первым прообразом права явились запреты (табу). Как на Западе, так и в восточных странах право расценивается как основа социальной жизни, символ и гарант справедливости, объект уважения и почитания. Вместе с тем существуют и достаточно четкие культурные различия. Христианство никогда не стремилось создать «христианское право», руководствуясь максимой: «Богу — Богово, а кесарю — кесарево». Исходя из этого, разработка светских правовых кодексов принципиально не задевала христианской религии. Ho в странах ислама существование светского права, независимого от норм шариата, невозможно.

Феномен религии представляет особую и наиболее трудную для определения культурологическую категорию. Поскольку в задачи нашего рассмотрения не входит всестороннее освещение этого необычайно богатого и многообразного феномена, мы ограничимся выделением только его психологических составляющих. Согласно В.Г. Крысько главными психологическими компонентами любой религии являются ее мировоззренческая и поведенческая направленность, наличие групп верующих и конфессиональной исключительности, вера в священные образы и понятия, выраженные в религиозных канонах, а также совокупность определенных культовых действий и ритуалов. Влияние религии на культуру неоспоримо. По мнению немецкого социолога Макса Вебера, поведение людей в обществе может быть понято лишь тогда, когда поняты и проанализированы их религиозные догмы, а также толкование и интерпретации этих догм.

Выделив и обозначив основные категории культурологического анализа, переходим к рассмотрению самой аналитической процедуры. По мнению J. Straub et. A. Thomas, главным объектом исследования в современной культурной психологии являются отношения между культурой и субъектом. Приняв за предпосылку эту взаимосвязь, приходится установить, что культура является в равной степени как условием и контекстом любой активности и психической структуры, так и продуктом действия. Концептуализация этих взаимоотношений дает возможность для оформления и развития отдельных направлений в культурологи. В настоящее время в гуманитарных науках известны две теоретические установки для проведения культурного анализа, а именно: etic-и emic-подходы (табл. 1).

т1

Указанные походы явились теоретическими основами для развития самостоятельных дисциплин: сравнительно-культурной психологии и психологической антропологии.

В сравнительно-культурной, или кросскультурной психологии и психиатрии, базирующихся на etic-подходе, объектом исследования являются причинно-следственные связи (корреляционные соотношения) между переменными, понимаемыми в качестве случайных и логически независимых факторов. В большинстве сравнительных психологических исследованиях эти культурные условия рассматриваются исключительно как вторичные, промежуточные факторы. Так, например, может быть изучено их влияние на отношения между индивидуальными переменными (свойства, ценности) и образом поведения. Таким образом, речь здесь идет преимущественно об углублении «традиционных» психологических или психиатрических интерпретаций. Ведущими методами изучения являются естественно-научный и номотетически-экспериментальный. Будучи хорошо разработанными, принципы сравнительно-культурной психологии широко используются в современной науке и являются основой для исследований в настоящей монографии.

Интерпретирующая культурная психология и психиатрия содержат в своей основе emic-подход. Соответственно этому, главный объект изучения представляют систематические связи между психологическими переменными, т.е. внутренним миром человека, и этнокультурными переменными на уровне этнической общности. Последние понимаются как «внутренние», герменевтические смысловые взаимоотношения в едином символически опосредованном опыте. «Культура возникает при этом как интегральная составная часть субъекта, его структурируемых смыслом и значениями мышления, чувствования и образа действий». Представители данного направления занимаются культурными особенностями принципов действий. Они заинтересованы в установлении различий и ориентированы не на подтверждение, а на открытие теорий. Ведущими методами является герменевтический и структуралистский.

Наряду со сравнительным и интерпретирующим подходами в последние годы заметное развитие получила так называемая индигенная (местная) психология и психиатрия. Принципы этого направления гетерогенны и отражают реакцию на претендующий на универсальность импорт евроамериканской психологии и психопатологических категорий в страны третьего мира. Типичным примером указанной ситуации может быть «Глоссарий культурно-зависимых синдромов» DSM-IV, редуцирующий культуру до уровня экзотики и постулирующий западную психиатрию как «культурно-независимый» конструкт. Так, только этноцентристской установкой издателей может быть объяснено отсутствие в разделах культурно-обусловленных синдромов диагноза нервной анорексии, достоверно чаще встречающегося в западноевропейских странах.

Таким образом, различные виды ценностей, норм и религий являются неотъемлемым атрибутом любой культуры и пронизывают все сферы человеческого существования. Выполняя сходную регулятивную функцию, нравы, обычаи, традиции, право и религия могут значительно различаться по своему семантическому значению в условиях разных культур. Методологическую базу для анализа этих культурных категорий в рамках etic- и emic-подходов предоставляют сравнительно-культурная и интерпретирующая психологии. Важнейшим и вместе с тем наиболее сложным объектом анализа является соотношение психопатологии и культуры.

Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Читайте также