Основные этнологические категории анализа

Февраль 25, 2015 / Комментарии 0

В последние годы многие понятия этнологии, этносоциологии и этнопсихологии широко обсуждаются как в специальной научной литературе, так и на страницах популярных изданий. Важность разработанности данной терминологии для этнокультурных исследований психического здоровья не вызывает сомнений. В этом разделе мы кратко разберем основные термины, поскольку без этого корректное рассмотрение этнокультурных проблем психического здоровья не представляется возможным. Подлежат рассмотрению понятия: этнос, этническое меньшинство, диаспора, эмиграция, депортация населения, беженцы и репатриация.

История понятия этнос берет свое начало с античных времен. В древнегреческом языке этот термин употреблялся в значении «народ», «племя», «род». В научной литературе понятие «этнос» стало использоваться лишь в XIX в. Дальнейшее осмысление этого понятия произошло в 60-90 гг. XX столетия. Обобщая различные взгляды на сущность и природу данного феномена, можно выделить следующие подходы.

Примордиализм (от англ. primordial — изначальный, исходный). Представителями этого подхода этничность рассматривается как врожденная характеристика индивида, являющаяся результатом ранних этапов эволюции. Ее во всем этнокультурном многообразии разделяет все человечество. В метафорическом отношении она является как бы «первородной», наследуемой по рождению, «кровнородственной». Сторонники примордиализма едины в убеждении, что «осознание групповой принадлежности заключено в генетическом коде и является продуктом ранней человеческой эволюции, когда способность распознавать членов родственной группы была необходима для выживания».

Впервые термин «примордиальные связи» ввел в научный оборот в середине XX в. американский социолог Э. Шилз, употребивший его для характеристики внутрисемейных отношений. Однако наиболее распространенная интерпретация примордиального подхода к анализу этничности принадлежит основателю интерпретативной антропологии, американскому антропологу К. Гирцу, который считал, что «в каждом обществе во все времена некоторые привязанности проистекают больше из чувства естественной, некоторые сказали бы — духовной близости, чем из социального взаимодействия». Примордиальное понимание этничности рассматривает ее как систему социально значимых признаков, получаемых или наследуемых при рождении. Этничность невозможно создать или разрушить искусственно. Она рождается в семье — в первом микромире человека, который защищает новорожденного от различных житейских невзгод и сопровождает его на протяжении всей его жизни. Этнос представляет собой социально-природное образование.

В данном подходе существуют два отдельных направления: природное, или социобиологическое, и эволюционно-историческое. В первом из них этничность понимается как явление, детерминированное генетическими и географическими факторами, а этнос — как биофизическая реальность (П. ван ден Берг, Л.Н. Гумилев). Представители второго направления рассматривают этничность как ведущую характеристику специфических особенностей материальной или духовной культуры. Этнос понимается ими как исторически сложившаяся социальная группа людей, связанная общностью территории, языка, культуры, «а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований» (Ю.В. Бромлей, М.М. Сужиков).

На рубеже 70-80-х гг. XX столетия этнические проблемы стали особенно актуальными в социально-политической жизни многих регионов планеты, что потребовало их нового осмысления и исследования. В результате появился конструктивистский подход к объяснению природы этничности, который получил наибольшее распространение в этнологической науке эмигрантских стран (Канада, Австралия). Поворотным событием, определившим рождение нового методического подхода, стала работа норвежского ученого Ф. Барта «Этнические группы и границы», вышедшая в 1969 г.

Согласно конструктивистскому подходу в понимании этничности этническое чувство, порождаемое на основе дифференциации культур, и формируемые в его контексте представления и доктрины — это результат целенаправленно созданных объективированных представлений о социальном мире. Конструктивистский подход уделяет особое внимание роли сознания и языка как ключевого символа, вокруг которого формируется понимание этнического своеобразия.

Этнос в конструктивизме — это общность людей, формирующаяся на основе культурной самоидентификации (самоопределения) по отношению к другим общностям, с которыми он находится в фундаментальных связях. Отличительной особенностью данной концепции этноса и этничности, по сравнению с другими, является не добавление к определению этих понятий новых признаков, а введение в любой подобный перечень элемента «представления об этих признаках». Так, например, признаком этнической общности является не общее происхождение, а представление или миф об общей исторической судьбе этой общности. Другим признаком будет вера в то, что — это «наша культура», а не сам по себе очерченный культурный облик, который без таковой веры ни о чем не говорит.

В середине 70-х гг. в западной социальной и культурной антропологии широкое распространение получила другая трактовка природы этничности, которая была названа инструментализмом. Наиболее видными представителями нового методологического направления стали исследователи проблемы этничности «второго поколения» -Дж. Ротшильд, К. Янг, К. Энлое. Инструментализм понимает феномен этничности как своеобразную реакцию группы людей на практические ситуации, в которых такая группа оказывается. В различного рода реальных обстоятельствах этничность становится своеобразным источником ресурсов, к которому обращаются люди, когда других источников оказывается недостаточно для достижения поставленных целей. Этничность мобилизуется (призывается из запаса), когда в ней возникает потребность.

В отличие от примордиального подхода, инструментализм ориентирован не на поиски объективных оснований этничности (инструментализм принимает этнос как данность), а на выявление тех функций, которые выполняются общностью и этносами. Поэтому при выяснении в рамках инструментализма того, каким образом этносы и этничность удовлетворяют потребности индивида, способствуют осуществлению его целей и интересов, не задаются вопросы, существует ли какая-либо объективная основа существования этноса. При инструментализме исходят из положения о том, что раз этносы и этничность существуют, значит они служат определенным целям и конкретным интересам индивида и социальных групп.

Анализ изложенных подходов позволяет сделать несколько выводов. Во-первых, этничность и этнос определяются как сложное и многозначное по своей сущности и функциональности явление. Во-вторых, ни один из представленных подходов не может дать полного, исчерпывающего определения этих феноменов. В-третьих, эти концепции не противоречат друг другу, что дает возможность их объединения для целостного познания исследуемого явления

Одной из важнейших дефиниций, используемых в современных социологии и демографии, является понятие этническое меньшинство. Обращаясь к истории этого термина, необходимо отметить, что еще в Российской империи для обозначения малых народов, а также некоторых крупных нерусских этносов использовалось слово «инородцы», означавшее принадлежность к другому роду. Данное понятие употреблялось для того, чтобы провести грань между русским и нерусским населением и не несло в себе какого-либо уничижительного значения. После Октябрьской революции, когда возникла потребность в создании нового терминологического аппарата, в практику было введено определение «национальные меньшинства». Следует отметить особое политическое значение этого термина. Так, уже в одном из первых документов советской власти — Декларации прав народов России, принятой 2 ноября 1917 г., существовал раздел, в котором провозглашалось свободное развитие этих этнографически разнородных групп. Их представители рассматривались при этом как равноправные граждане Советского государства. В последующие годы вопрос о национальных меньшинствах всегда поднимался в основных политических документах: Конституции, решениях партсъездов, постановлениях правительства. Критериями для выделения данных этнических групп служили численность представителей, компактность проживания среди инонационального населения, язык, традиции, быт, культура.

Необходимо подчеркнуть, что народы испокон веков проживающие на исторически сложившихся территориях Российского государства не считались национальными меньшинствами, а рассматривались в виде национальных образований — автономных и суверенных республик.

В конце 1930-х гг. в СССР было провозглашено политикоюридическое и фактическое выравнивание всех наций и народностей, создание гарантий этого равенства и обеспечение прав на развитие национальной по форме культуры. В сложившихся условиях термин «национальные меньшинства» уже не мог адекватно отражать ситуацию в национально-этнической сфере и потому был изъят из официального обращения. На смену ему в соответствии с новыми задачами формирования государства пришло понятие «граждане некоренных национальностей», встречающееся, в частности, в документах XXVI съезда КПСС. Сущность данного термина заключалась в признании равных прав во всех сферах общественной жизни как для граждан, давших название форме национально-государственного самоопределения, так и некоренных.

После распада СССР и образования на его пространстве новых независимых государств термин «национальные меньшинства» был вновь введен в политический и научный оборот в адаптированной к сложившимся условиям редакции. В частности прилагательное «национальные» было совершенно правильно изменено на «этнические».

Среди различных формулировок этого нового понятия наиболее содержательным представляется определение этнических меньшинств, данное Л.М. Дробижевой. К таковым она относит группы, которые «во-первых, численно меньше, чем этническое большинство в государстве, во-вторых, находящиеся в недоминирующем положении, в-третьих, обладающие этнокультурной спецификой и желающие сохранить ее. Они могут быть частью этнонации, проживающей за пределами основной территории самоопределения последней (грузины в России, татары в Сибири, и др.); могут быть группой сохраняющего свою идентичность народа, но разбросанного по многим странам и не имеющего своего государства (цыгане, курды др.); могут быть народом территории внутренней колонизации (эвены, чукчи и др.); наконец, группой обосновавшихся на постоянное место жительства граждан — в прошлом иммигрантов (немцы Поволжья, испанцы в России и т.д.)».

В мировом политическом лексиконе наряду с термином «этническое меньшинство» получило распространение понятие диаспора. По международным критериям, диаспоры — это этнические группы, которые не имеют права на территориальную автономию, но защищены международными документами от политической и этнокультуральной дискриминации.

К важнейшим факторам, ведущим к формированию компактных групп этнических меньшинств, относится миграция — перемещение отдельных лиц или целых групп населения, связанное со сменой постоянного места жительства. В зависимости от направления движения принято выделять внутренние и внешние миграции населения, которые по отношению к стране называются иммиграцией и эмиграцией. Эмиграция предполагает выезд из страны в другое государство на постоянное место жительство, как правило, с получением его гражданства. Следует отметить, что миграции населения бывают как добровольными, так и вынужденными и принудительными. В последнем случае принято говорить о депортации населения -принудительном перемещении населения с территории по реальным или предполагаемым причинам, таким как военные действия или их угроза, природные катастрофы, ядерные испытания или террористические акты. В бывшем Советском Союзе депортации подвергались как отдельные лица, так и целые народы.

Происшедший в конце XX столетия распад колониальной и коммунистической систем, возникновение новых государств обусловили распространение вынужденной миграции, основным субъектом которой явились беженцы. Данным понятием принято обозначать лиц, которые в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут пользоваться защитой этой страны или не желают пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных опасений, не могут или не желают вернуться в нее вследствие таких опасений. В случае если возвращение все-таки происходит, принято говорить орепатриации — возвращении в страну гражданства, постоянного проживания или происхождения лиц, оказавшихся в силу различных обстоятельств на территории других государств. Следует отметить, что обычно репатриация осуществляется на основе международных договоров.

Таким образом, современная этнология и этнография располагают достаточно развитым понятийным аппаратом, включающим как отдельные дефиниции, так и разработанные подходы. Использование достижений данных дисциплин в научной и практической психологии и психиатрии способствует углубленному анализу полученных результатов и концептуализации этнокультурных исследований.

Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Читайте также