Общие принципы укрепления здоровья социально-этнических групп

Февраль 26, 2015 / Комментарии 0

В решении проблем социальной защиты различных социальноэтнических групп населения важную роль играют международные документы, посвященные межэтническим отношениям, правам и интересам указанных групп. К ним относятся Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.), Конвенция Международной организации труда (МОТ) № 17 о защите интересов коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни, в независимых странах (26 июня 1957 г.), Конвенция МОТ № 169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах (26 июля 1998 г.), Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (принята Комитетом по правам человека в 1993 г.) и др. Каждая страна обязана выполнять основные положения международных документов, а также стремиться к реализации своих национальных законодательных документов, касающихся социально-этнической проблематики. В Казахстане главным документом, определяющим установки по отношению к немецкому меньшинству, является Государственная программа этнического возрождения немцев в республике Казахстан (26 октября 1993 г.). В последующем Постановлением Правительства № 639 (23 апреля 1997 г.) были приняты дополнительные к программе мероприятия. В связи с проявленной инициативой казахстанского правительства по закреплению немцев между Правительством Республики Казахстан и Правительством Федеративной Республики Германии было подписано «Соглашение о сотрудничестве по поддержке граждан Республики Казахстан немецкой национальности» (31 мая 1996 г). Согласно ст. 3 указанного «Соглашения…» «Правительство Республики Казахстан будет продолжать реабилитацию казахстанских граждан немецкой национальности и будет надлежащим образом учитывать интересы казахстанских граждан немецкой национальности в рамках действующего и принимаемого в будущем законодательства по компенсации, социальной и медицинской поддержке жертв политических репрессий и трудоармейцев». В ст. 5 указывается, что правительство Федеративной Республики Германии «поддержит меры помощи в медицинской и социальной сферах». В указанных соглашениях, а также подотчетной документации в качестве основного объекта медико-социальной помощи выступают трудармейцы, жертвы политических репрессий и малоимущие граждане немецкой этнической принадлежности. Содержательный анализ функций социальных работников, работающих с данными контингентам населения, отражает их ориентацию преимущественно на сферу физического здоровья. К перечню специальных функций среди прочего относятся: организация медико-социальной помощи и ухода за больными, нетрудоспособными, инвалидами; медико-социальный патронаж различных групп; оказание медико-социальной помощи хроническим больным; предупреждение рецидивов основного заболевания, выхода на инвалидность, смертности; содействие предупреждению распространения ВИЧ-инфекции и обеспечения социальной защиты инфицированных и членов их семей; информирование клиентов о льготах, пособиях и других видах социальной защиты; содействие клиентам в решении социально-бытовых и жилищных проблем, получении пенсий, пособий и выплат; социально-правовое консультирование. Среди функций, направленных на укрепление психического здоровья, может быть названо лишь формирование установок данного контингента населения на здоровый образ жизни, осуществляемое путем регулярных семинарских занятий.

Данные научной литературы, а также результаты наших собственных исследований со всей очевидностью указывают на необходимость ориентации медико-социальной помощи также на сферу психического здоровья. Главным направлением оказания указанных видов помощи должен стать глобальный психогигиенический подход. Исходя из этого, необходимый комплекс функций социального работника, оказывающего медико-социальную поддержку представителям немецкой этнической группы в Казахстане, следует дополнить следующими задачами:

— содействие выполнению профилактических мероприятий социально обусловленных нарушений психического здоровья на индивидуальном, групповом и региональном уровнях;

— участие в проведении психогигиенического мониторинга;

— участие в разработке комплексных программ психосоциальной помощи нуждающимся группам населения на различных уровнях;

— обеспечение преемственности при взаимодействии со специалистами психиатрической службы в решении проблем клиентов;

— социальная поддержка клиентов с наиболее тяжело протекающими формами психических заболеваний;

— участие в социальной и профессиональной реабилитации клиентов с целью полного или частичного его возвращения в нормальную семейно-бытовую и профессиональную среду;

— превентивная кризисная интервенция с привлечением членов семьи и других лиц, имеющих непосредственное отношение к клиенту (или больному);

— организация терапевтических сообществ само- и взаимопомощи реабилитационного, психолого-педагогического, социальноправового характера;

— осуществление семейного консультирования, включающего психокоррекционную и психопедагогическую работу с родственниками клиента;

— коммуникативный тренинг, тренинг социальных навыков (в том числе самоэффективности);

— проведение различных видов социотерапии: мильотерапия (терапия средой), эрготерапия, психодрама, ролевые игры;

— обеспечение доступа клиентов к информации по вопросам их здоровья;

— представление в органах власти интересов лиц, нуждающихся в медико-социальной помощи;

— обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны психического здоровья и оказания медико-социальной помощи.

Предпочтительным подходом к осуществлению перечисленных видов психосоциальной помощи представляется их реализация в структуре этнического культурного центра. Данный принцип организации в наибольшей степени отвечает ведущей психогигиенической стратегии и может быть легко реализован в рамках уже имеющихся культурных программ. Вместе с уже имеющимися в культурных центрах медико-социальными службами перспективную структуру для оказания отдельных видов психосоциальной поддержки представляют так называемые центры встреч.

Центры встреч являются культурно-досуговыми, образовательными и информационными объединениями, цель деятельности которых заключается в создании условий для развития традиционной и современной культуры немецкого населения и общественного движения немецкой этнической группы региона. Основное финансирование проекта осуществляется со стороны ГТЦ/БМИ в рамках финансовых и правовых условий, выполнение которых является обязательным, как и при реализации любого другого проекта. Бюджет центров встреч может пополняться также из финансовых и матермальных средств общественной организации немцев, на базе которого создан проект центра, из спонсорских вложений, партнерских средств заинтересованных организаций, а также собственных средств центра. Важно отметить, что проект центров встреч является долгосрочным проектом ГТЦ/БМИ при условии достаточного уровня немецкого населения в регионе, наличия материальной базы и кадрового потенциала.

Проект центра встреч может быть расположен при немецкой общественной организации или создан как самостоятельная организация. Центры встреч строят свою деятельность в тесном взаимодействии с общественной организацией немцев региона и являются его структурным подразделением. При открытии проекта центра встреч учитываются наличие рамочных условий грантодателя: дислокация помещения; наличие комнаты; наличие оборудования; наличие технического оснащения; состав персонала проекта.

Деятельность в проекте центра встреч осуществляется по следующим направлениям:

1. Культурно-просветительская деятельность, заключающаяся в формировании понимания национальной культуры и культуры других национальностей; сохранении традиционной национальной культуры; изучении и использовании форм современной культуры Германии; формировании знаний в области различных направлений культуры и искусства современности.

2. Образовательная деятельность, предполагающая проведение мероприятий, связанных с организацией неформального обучения всех категорий демографических групп населения по различным направлениям, проведением различных форм и видов повышения квалификации сотрудников и специалистов центра встреч.

3. Информационная работа, заключающаяся в обеспечении различными материалами всего проекта центра встреч, сотрудников и специалистов, работающих в проекте. Осуществление коммуникаций с руководителями и сотрудниками грантодающей организации, с руководителями и специалистами других центров встреч Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана.

Согласно условиям грантодателя в деятельности центров встреч могут быть использованы, среди прочих, следующие формы работы: создание клубов, университетов, студий, объединений, школ, секций по интересам; проведение рекламно-информационной работы среди посетителей, в регионе; проведение социологических исследований: изучение спроса целевой группы, изучение спроса участников кружков, мероприятий и т.п.

Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Читайте также