Концепция евразийства имеет гораздо более скромную историю развития по сравнению с историей самой Евразии. При этом различие понятий связано не только с хронологическими периодами истории, но и средой толкования этих понятий.
Так, в англоязычных странах с середины XIX в. евразийцами (Eurasians) именуют потомков от этнически смешанных браков европейцев и азиатов. Первоначально это понятие относилось к смешанному англо-индийскому населению Индии, которое образовывало отдельную социально-экономическую группу страны. Позднее оно стало распространяться на все этнически смешанное с европейцами население азиатских колоний Испании, Португалии, Нидерландов и Франции. На сегодняшний день наиболее крупные сообщества евразийцев насчитываются на Филиппинах, Шри-Ланке, Сингапуре, Малайзии, Гонконге, Бирме. Будучи знакомыми с обеими культурами, они нередко выступают здесь в роли посредников, служа в полиции, местной администрации и находясь на государственной службе.
В российской культуре, в частности в среде русской эмиграции в 20-30 гг. XX в., евразийством называлось социокультурное и философское учение, развивавшееся П.Н. Савицким, Г.В. Флоровским, П.П. Сувчинским, Н.С. Трубецким, Н.Н. Алексеевым, В.Н. Ильиным, Л.П. Карсавиным и др. Оценивая события, которые произошли с Россией и ее народами в начале XX в., они выступали за сохранение целостности Российского государства, будущее которого видели в свободном союзе равноправных евразийских народов, которые бы объединялись общеевразийским самосознанием на основе традиционной русской культуры. Евразийцы считали, что Россия имеет свой собственный путь развития, который отличается от путей развития западной цивилизации. Они протестовали против «романо-германского» космополитизма и призывали переориентироваться с Европы на Восток, вскрывая глубокие культурно-исторические связи России с азиатским и тюркским миром.
В советский период российской истории данные идеи востребованы не были. Сегодня данный вариант концепции евразийства рассматривается как «классическое евразийство», которое в конце XX столетия благодаря работам историка Л.Н. Гумилева о климато-географических особенностях этногенеза и суперэтнической целостности приобрело новое звучание и трансформировалось в идеологию, часто называемую «неоевразийством».
На сегодняшней день идеи евразийства в наибольшей степени находят поддержку и развитие в России и Казахстане. Причем в Казахстане эта политика обозначена на государственном уровне Президентом Н.А. Назарбаевым. В столице республики Астане действует Национальный евразийский университет имени Льва Гумилева. Российское руководство постепенно также переходит на евразийские позиции. Идеи евразийства здесь начинают реализовываться через систему регионального экономического и военно-политического сотрудничества с сопредельными странами (ЕврАзЭС, Таможенный союз, ОДКБ). На фоне неоднозначного отношения различных эшелонов власти к такому сотрудничеству идет интенсивная разработка философской и геополитической составляющих идеи общего евразийского пространства.
В современном понятии евразийства выделяют несколько смыслов. В самом широком смысле (первый уровень) для понятия евразийства предлагается отождествление со стратегией, которая, признавая объективность процесса глобализации, выступает за качественно иной проект ее практической реализации (альтерглобализация). В качестве альтернативы однополярному миру с единым мировым правительством «атлантической» направленности выдвигается вариант многополярной глобализации. Такая структура мира построена не на модели «центр — периферия», а на союзе государств, организованных в континентальные федерации с большой степенью внутренней автономии. При этом каждая федерация по своей структуре мыслится как многополярное образование со сложной системой административных, культурных, этнических и конфессиональных единиц. В этом случае евразийство декларируется как открытая идейная платформа, свободная от географической привязанности к евразийскому материку и проявляющаяся возможностью свободного выбора развития вне либерально-демократической системы и глобального рынка, которые рассматриваются как «искусственно навязываемые клише».
Согласно второму уровню понимания евразийства (континентализм), оно может быть отождествлено с интеграцией материка от Атлантики до Тихого океана как основной части Старого Света в противовес «либерально-демократическим» идеалам Нового Света. Это «проект стратегической, геополитической, экономической интеграции севера евразийского материка», который осмысливается как «колыбель» европейской истории, матрица народов и культур, органично переплетенных между собой. Новый Свет здесь рассматривается как искусственная и механистическая цивилизация. Особое значение придается историческим взаимосвязям народов России с тюркским и монгольским миром, народами Кавказа, другими сопредельными мирами.
Третий уровень евразийства подразумевает образование на планете в меридианальном направлении трех геополитических поясов -Евроафрики, Российско-центральноазиатской и Тихоокеанской (Японско-китайской) зон. Вместе с атлантистской зоной (Американский континент) три перечисленных евразийских пояса образуют четыре полюса будущего многополярного мира. Каждая меридианальная зона представляется как состоящая из нескольких «больших пространств», соответствующих государствам или блокам государств, обладающих определенной автономией и самостоятельностью.
Четвертый уровень евразийства видится в российско-азиатском интеграционном процессе с особым акцентом на осях Москва-Дели, Москва-Тегеран, Москва-Анкара и отношениях с Кавказом, Пакистаном и Афганистаном.
Еще один смысл современного евразийства (пятый уровень) очень близок тем представлениям, которые существовали в среде первых евразийцев в 20-30 гг. XX в. Речь идет о процессе локальной интеграции постсоветского пространства. Евразийство в этом понятии может быть рассмотрено как «философия интеграции постсоветского пространства на демократической, ненасильственной и добровольной основе без доминирования какой бы то ни было этнической или конфессиональной группы». В таком объединении можно проследить определенную историческую преемственность с древними кочевыми империями, монархической Россией, Советским Союзом. Современным примером эффективной практической реализации такого объединения на евразийском пространстве может быть Европейский Союз.
Идейной основой такого объединения является евразийское мировоззрение, которое представляет собой шестой уровень различных, но взаимосвязанных пониманий евразийства. По мнению А.Г. Дугина, философия евразийства исходит из приоритета ценности традиционного общества, признает императив технической и социальной модернизации (без отрыва от культурных корней) и стремится адаптировать свою идейную программу к ситуации постиндустриального, информационного общества, называемого «постмодерном». Близкие взгляды на философию евразийства высказывают и в Казахстане. А.Н. Нысанбаев так пишет о евразийстве: «Это могучий интегративный потенциал, выяснение давних и прочных экономических и культурных связей евразийских народов, близости их менталитета, системы духовно-нравственных ценностей. Это мысль о том, что Евразия — особая культурно-историческая и экономическая территория, не тождественная ни Востоку, ни Западу со своей цивилизационной миссией и исторической судьбой. Именно в евразийской зоне возможно сочетание основных ценностей восточной культуры, выдержавших испытание временем, и таких западных ценностей, как свобода, личностное развитие и права человека. Евразийская цивилизация подразумевает единство традиции и модернизации, гармонию человека и мира».
В различных регионах России евразийство может наполняться различными смыслами. В Центральной России оно ассоциируется с «державностью» и «патриотизмом», на Северо-Западе страны — с процессом интеграции в Европу, на Кубани — с традиционной казацкой этикой общинности, в Поволжье, на Урале, на Северном Кавказе и Сибири — межнациональным патриотизмом, на Дальнем Востоке -укреплением страны от Балтики до Тихого океана.
Отчетливая ориентированность идеологии евразийства на интеграционные процессы вне ключевых принципов западной демократической модели общественного развития, ее консервативный и традиционалистский характер вызывают за рубежом, а также в России и Казахстане не только критику, но и прямые обвинения в национализме, антисемитизме, реваншизме и даже фашизме. Как любая концепция евразийство не лишено недостатков. За долгие десятилетия своего развития евразийство знало периоды повышенного интереса, игнорирования, забытья и всплеска нового интереса. Сегодня эта концепция интенсивно развивается на территории Евразийского пространства, что не только несет в себе позитивный интеграционный потенциал, но и значительно обогащает существующие научные подходы изучения человека и различных сторон его существования в окружающем мире.
Таким образом, специфика евразийского пространства сегодня определяется системой многоуровневых и многовекторных географических, исторических, культурных, политических и экономических взаимосвязей, которые имеют корни во глубине веков. Это та часть суши, где уже в древние времена возникли цивилизации, влияние которых продолжается и поныне. Евразия является колыбелью наиболее распространенных в нынешнем мире языков и систем письменностей, формирующих сегодня информационное общество в глобальном масштабе. Здесь же зародились идейнофилософские учения и религиозные концепции, определяющие многоликую духовную картину современного человечества. Именно в Евразии возникли идеальные условия и предпосылки для бурного промышленного и экономического роста, изменившего привычную жизнь большинства человечества, как в материальном плане, так и в духовном.
При всех его гигантских размерах Евразийский континент не существовал и не существует изолированно. Исторически он был всегда взаимосвязан с соседними регионами, больше — с Северной Африкой, а с конца XV в. — с Америкой. Сама Евразия никогда не была однородной. В ней всегда сосуществовали самые разнообразные, а иногда и противоположные по своему содержанию системы ценностей, взглядов, мировоззрения. И если многие столетия их взаимоотношения никак не проявлялись или были просто нейтральными, то к XX в. их взаимовлияния стали принимать форму определенных противоречий или даже соперничества между Западом и Востоком. С середины XX в. на фоне нарастания мощи Северной Америки за счет США доминирующее влияние Евразии в мире стало ослабевать. Ho до сих пор для всей планеты она остается и многовековой колыбелью человеческой истории и культуры, и источником большого потенциала для дальнейшего развития человечества.
Читайте также
Трудовые споры: как добиться справедливости от недобросовестного работодателя
Трудовые отношения — это тонкая материя, полная нюансов и правовых
Как отличить брендовые очки от подделки
Брендовые солнцезащитные очки — это не только модный аксессуар, но
Дизайн встроенной кухни: как оптимизировать пространство
Несмотря на большое разнообразие готовой (типовой) мебели, мебель на заказ
Михаил Владимирович Мишустин: отличный управленец и экономист
Михаил Владимирович Мишустин — выдающийся российский государственный и политический деятель,
Самые популярные рецепты пиццы: идеальное сочетание ингредиентов для настоящего гурмана
Пицца – это одно из наиболее популярных блюд в мире,
Лето – это время, когда дети, закончив учебный год, уходят
Как получить гражданство Бельгии и что оно дает?
Бельгия, расположенная в сердце Европейского союза, по праву считается одним
Когда начинать готовиться к ЕГЭ и ОГЭ 2024: полезные рекомендации
Начало нового учебного года часто становится временем повышенной тревожности как
На чем можно долететь до Мальдив? Регулярный рейс или аренда частного самолета?
Путешествие на Мальдивы — это мечта многих туристов. Острова, утопающие
Зубной имплантат: преимущества выбора при протезировании
Зубной имплантат – это современная технология, предоставляющая возможность восстановить утраченный
Яйцо шоколадное Kinder сюрприз: волшебство, которое завоевало сердца детей и взрослых
Яйцо Kinder сюрприз, безусловно, является одним из наиболее популярных шоколадных
Суши и пицца: почему они так популярны в службе доставки
Службы доставки еды становятся всё популярнее среди людей, желающих насладиться
Пептидные препараты: сущность и области применения
Пептидные препараты стали одним из важнейших направлений в современной медицине