Конструктивистский подход в этнокультурных исследованиях

Конструктивистская парадигма исследований наиболее распространена в этнологии США и других странах с эмигрантской историей формирования населения. Этнокультурные исследования в рамках данного направления связываются, как правило, с феноменом аккультурации. Понятие аккультурации берет свое начало из антропологии. В конце XIX в. антропологи использовали его при изучении трансформаций и процессов ассимиляции, происходивших в племенах североамериканских индейцев под влиянием культуры белых американцев. В 1936 г. культурантропологами Р. Редфилдом, Р. Линтоном и М. Хресковиц была разработана типовая модель исследования аккультурации. В своей знаменитой работе «Меморандум аккультурации» они определили данный феномен как «…совокупность явлений, возникающих вследствие того, что группы, принадлежащие разным культурам, вступают в непосредственный и продолжительный контакт, при котором происходят изменения в первоначальных культурных паттернах одного или обоих сообществ». В рамках предложенной модели авторы выделяли группу-реципиента, изначальная культура которой претерпевает изменения, и группу-донора, из культуры которой перенимаются новые образцы и стили поведения.

Этими же учеными были описаны такие варианты аккультурационного процесса, как:

1) восприятие, характеризующееся усвоением основной части другой культуры и принятием ее стереотипов и норм;

2) адаптация — сочетание самобытных и заимствованных ценностей в гармоничном единстве или сохранение альтернативных установок, проявляющихся в зависимости от специфики ситуации общения;

3) реакция — формирование множества различных контр-аккультурационных тенденций.

В начале 1950-х годов было высказано предположение о правомерности распространения понятия аккультурации на мигрантов, и с тех пор почти все исследования посвящены исключительно этой тематике. Одновременно началось интенсивное изучение медицинских аспектов аккультурации. Во многих работах подчеркивалось разнообразие психических нарушений среди эмигрантов. Так, для индийцев и мексиканских американцев была установлена прямая зависимость между длительностью проживания в США и риском развития аффективных расстройств и наркомании. Сравнительное исследование местного населения в Швеции и этнических шведов, рожденных за пределами своей страны, выявило большие поведенческие проблемы среди последних. Напротив, ряд других исследований показал отсутствие серьезных психологических проблем среди мигрантов по сравнению с местным населением. В частности, изучение греческих и турецких подростков, проживающих в Германии, Греции и Турции, показало более высокий уровень психического здоровья среди мигрантов. В Австралии исследование местных жителей и австралийцев — детей эмигрантов также не обнаружило повышенной заболеваемости психическими расстройствами среди последних. Результаты одного бразильского исследования в отношении психической болезненности среди мигрантов в свою очередь не подтвердили положения о высоком риске патологии вследствие культурных перемен.

Соответственно рассмотренным наблюдениям были сформированы две теории, предназначенные для объяснения взаимосвязи между фактом эмиграции и состоянием психического здоровья. Первая из них -теория утраты и страдания — разрабатывалась в рамках психоаналитического направления. В рамках этой концепции миграция представляет собой опыт утраты (утрата близких людей, социальных связей, социальных связей, социального статуса, имущества и т.д.). Страдание является стрессогенной реакцией на объективно существующую или воображаемую потерю значимого объекта или значимой роли. Вторая теория — теория селективной миграции, была основана на неодарвинистских концепциях, исходящих из принципа естественного отбора. Согласно данному подходу живые организмы, которые лучше приспособлены к окружающей среде, становятся доминирующим типом. Следовательно, лица, «отобранные» для проживания в новой стране, будут более эффективно справляться с возникающими трудностями. К другим традиционным теориям относятся теория локуса контроля и теория ценности ожиданий.

Особенностью новых концепций формирования психического здоровья в зависимости от специфики аккультурации является их явная или скрытая апелляция к известным работам канадского психолога Дж. Бери. В соответствии со взглядами ученого, процесс адаптации индивида в новом для него обществе во многом зависит от того, какой стратегии он придерживается. Аккультурация, таким образом, может быть сведена к двум основным проблемам: поддержание своей культуры (в какой степени сохраняется собственная культурная идентичность) и участие в межкультурных контактах (степень включения в другую культуру). Совокупность индикаторов, отражающих смысл этих двух вопросов, представлена в следующей типологии межкультурных контактов: ассимиляция -индивид ориентирован на идентификацию с новой культурой и постепенную замену прежних собственных культурных ценностей; традиционализм (сепаратизм) — меньшинство отвергает культуру большинства и сохраняет свои собственные культурные особенности; маргинализация (индивид не может идентифицировать себя ни с той, ни с другой культурой); интеграция (идентификация как со старой, так и с новой культурами).

Автором этой концепции J.W. Berry установлено, что интеграция представляет собой наиболее оптимальный для психического здоровья вариант аккультурации; традиционализм и ассимиляция несут в себе несколько больший риск развития психической патологии, а самой опасной является стратегия маргинализации. Другие исследования также подтвердили связь между выбором социокультурной установки индивида и состоянием его психического здоровья.

Так, изучение выходцев из Южной Азии и Северной Индии в Великобритании показало, что родовой традиционализм, ассоциирующийся с недемократичностью установок, обладает тем не менее своеобразной протективной для психического здоровья функцией. Исследования бангладешцев в Англии, мексиканцев, рожденных от эмигрантов в США, и детей эмигрантов в Австралии также свидетельствуют о том, что традиционалистская позиция способна существенно снизить вероятность развития психической инвалидности.

Высокая степень ассимиляции может ассоциироваться с повышенным риском формирования депрессивных состояний. Данному выводу соответствуют результаты обследований иранских эмигрантов в Германии, показавшие прямую зависимость критериев депрессивного расстройства от выраженности ассимиляционной стратегии. В полевом исследовании мексиканских эмигрантов, работающих в качестве сельскохозяйственных рабочих в Калифорнии (США), также была установлена высокая частота психических нарушений у лиц с ассимилятивными тенденциями, хотя в целом заболеваемость среди мигрантов была ниже, чем среди мексиканских американцев или американского населения в целом.

Более поздние работы показали, что связь между типом аккультурации и особенностями психического здоровья далеко не всегда однозначна. Данные наблюдения привели к развитию новых теорий аккультурации. Одна из них — теория негативных жизненных событий. В соответствии с этой концепцией, чем с большим количеством перемен (имеющих как негативную, так и позитивную окраску) встретится человек, тем больше он будет иметь проблем с психическим здоровьем. Беженцы и дети беженцев вследствие травматических переживаний, своего статуса в стране-реципиенте и специфических стечений обстоятельств обнаруживают, по сравнению с другими эмигрантами и их детьми, более выраженную степень стресса и могут рассматриваться как лица с предиспозицией к развитию психической патологии. Так, исследования адаптации беженцев из Ирана и Ирака установили, что кризис личности у взрослых выражен гораздо больше, чем у молодых людей и детей. Одновременно с этим в семьях беженцев возникает много проблем с воспитанием детей — ребенок не получает поддержки за пределами семьи, в результате чего могут формироваться черты характера, препятствующие успешной социальной адаптации, такие как стеснительность, заторможенность и пр.

Значение семейных отношений для представителей этнических меньшинств раскрывает теория социальной поддержки. Было показано, что женщины из стран с исламской культурой, находясь в зависимом положении от мужа и обладая меньшим уровнем образования и профессиональным опытом, имели больше проблем с адаптацией в странах Европы, чем их соотечественники — мужчины. По данным одного из исследований, у многих иранских женщин-эмигрантов в Канаде выявлялись фибромиомы, появляющиеся в результате психического напряжения.

Напротив, у лиц, эмигрировавших из США, половых различий в адаптации, как правило, не обнаруживалось. Существуют данные о том, что женщины-американки быстрее, чем мужчины, приспосабливаются к образу жизни в другой стране. Наибольший риск развития психических нарушений прослеживается у девочек в период полового созревания, независимо от культурных и этнических особенностей. При этом вероятность формирования психической патологии выше у девочек с ускоренным половым развитием. Обстановка в семье, оказывая существенное влияние на уровень традиционализма и интеграции, является, таким образом, фактором второго порядка. Еще М. Мид на примере иммигрантов в развивающихся странах Востока и Африки было отмечено, что дети там «становятся экспертами по вопросам нового образа жизни, и родители теряют свое право на оценку и руководство их поведением». Поэтому у вынужденных мигрантов из этих стран «сила конфигурации удваивается», и родителям трудно удержать власть над детьми «или даже веру, что такой контроль и возможен, и желателен».

Противоречия между поколениями и расхождения между системами ценностей, представленной в родной культуре мигранта и встречающей его в новой культуре, анализируются в рамках теории ценностных различий. По мнению некоторых авторов, если мы используем теорию ценностных различий для анализа взаимосвязей между аккультурацией и психическим здоровьем, нам необходимо принимать во внимание три группы факторов: качество и количество различий в ключевых ценностях между культурой-донором и культурой-реципиентом; терпимость представителей принимающей культуры к иным ценностным системам; когнитивную сложность самого эмигранта, его способность к изменению собственной системы ценностей.

Показательны результаты многочисленных исследований, собранных в одну группу. В частности, было установлено, что мексиканцы, живущие во втором и старших поколениях в США, демонстрируют относительно множества индикаторов психических расстройств худшие оценки, чем их соплеменники, приехавшие в страну в течение жизни. В качестве объяснения была выдвинута гипотеза, что аккультурация (американизация) оказывает на мексиканцев особенно патогенное воздействие. За это ответственны, по-видимому, с одной стороны, эрозия первоначальных семейных отношений и приспособление к американскому стилю жизни с интенсивным потреблением алкоголя и наркотиков — с другой. К тому же было установлено, что уже родившиеся в США мексиканцы предъявляют к своим успехам в жизни большие требования, что находилось в несоответствии с их фактическим положением в стране.

Дальнейшие исследования в области аккультурации выявили, что различные адаптационные стратегии могут варьировать у одного индивида в различных сферах его жизнедеятельности. Так, мигрант может обнаруживать традиционалистские тенденции в отношении женитьбы, ассимиляционные стратегии в отношении одежды и интеграционные — в плане предпочтений в еде или различных праздников.

Co времен первых работ Дж. Берри установлено, что наиболее успешной для психического здоровья стратегией аккультурации является интеграция. На групповом уровне она представляет собой платформу для построения мультикультурного общества, при этом сохраняется широкая палитра различных этнокультурных оттенков в противоположность так называемому «плавильному котлу» — такому варианту развития социума, когда исходная самобытность все больше и больше теряется.

Вместе с тем более пристальное рассмотрение этой формы адаптации обнаруживает, что она не всегда однозначна и требует в каждом случае всестороннего анализа. В данной связи показательны результаты исследования киприотов в Лондоне. Выявлены прямо противоположные характеристики психического здоровья в зависимости от уровня интеграции у мужчин и у женщин. Более высокая степень аккультурации у мужчин была сопряжена с увеличением симптомов психических расстройств, тогда как женщины, напротив, обнаруживали психопатологические нарушения при низком уровне интеграции. Данный факт был интерпретирован исследователями следующим образом. Если мужчины с высоким уровнем интеграции были вынуждены чаще сталкиваться с рабочим миром принимающей страны, то женщины, ограничиваясь ведением домашнего хозяйства, имели меньшую необходимость приспособления к стране-реципиенту. В то время как хорошо интегрированные мужчины представляли собой на фоне местного населения все еще экономически дискриминированную группу, женщины с высоким уровнем интеграции обладали благоприятными предпосылками для личностного роста, что статистически ассоциировалось с психическим здоровьем.

Изучение школьников многонациональной среды Восточного Лондона, ориентированное на поиск отдельных детерминант интеграции, связанных с психическим здоровьем, выявило в качестве таковых разносторонность дружеских предпочтений и смешанный стиль одежды. В частности, для афроамериканцев выбор друзей из разных этнических групп оказался более протективным для психического здоровья фактором, чем уровень их академических достижений. По поводу предпочтения интегрированного стиля костюмов авторы отмечают, что люди с эмоциональным дисбалансом вообще не склонны использовать одежду для влияния на свое настроение.

В связи с все большим усложнением теории аккультурации особую актуальность приобретает проблема дизайна исследований. Если в большинстве прежних работ изучению подвергались такие параметры, как длительность резиденции, возможность обучения иностранному языку, предпочтение языка, культурная стратегия, опыт дискриминации, а также ежедневные жизненные задачи, определяемые собственной этнической принадлежностью, то в последующем появились разнообразные опросники, ориентированные на вычленение особенностей аккультурационных стратегий в различных жизненных ситуациях. Вместе с тем большинство предлагаемых методик носило культурно специфический характер, недостаточно отражающий конкретную концептуальную систему. С другой стороны, при интерпретации результатов исследования особенно важно принимать во внимание культурное своеобразие и особенности внутрисемейных и межличностных отношений в изучаемых этнических группах.

По мнению некоторых авторов, слабой стороной множества предлагаемых шкал явилось их создание, стандартизация и валидизация на материале какой-либо одной этнической группы, без попытки сравнительного анализа с другими этносами. Оценка показателей психического здоровья, сопоставляемых со стратегиями аккультурации, производилась, как правило, с использованием заключений экспертов или узко ориентированных опросников, хотя специфика исследования требовала более глобального психометрического инструментария.

Обобщая сказанное, следует подчеркнуть, что для получения адекватных результатов следует обращать внимание как на используемый инструмент, так и на корреляцию первичных показателей и следующих из них выводов, которые необходимо подвергать совместной интерпретации. Недостаточное внимание ко всем этим факторам может вести к неверным результатам.

Таким образом, выделение стратегий аккультурации позволило существенно унифицировать совокупность факторов, влияющих на психическое здоровье этнических меньшинств. Следует, однако, отметить, что уже сам Дж. Берри рассматривал выделенные им стратегии как индивидуальные психологические установки, предполагающие значительное разнообразие в масштабах группы. Последующие работы представителей конструктивистского подхода показали, что даже у одного индивида в различных сферах его жизни могут проявляться различные адаптационные стратегии. Попыткой решения проблемы связи социально-психологических факторов и психического здоровья явилось создание многочисленных теорий аккультурации и все большее усложнение дизайна исследований.

Своеобразную альтернативу сложившейся ситуации предлагает социальное понимание этноса. Актуальность подобного рода исследований обусловлена нарастающей глобализацией, ведущей к постепенной унификации духовной и материальной культуры, сглаживанию межэтнических различий. В данных обстоятельствах основные объекты этнокультурных исследований — этничность и этнос — становятся не столько биологическими или психологическими характеристиками, сколько социальными феноменами. Необходимые условия для изучения этой новой реальности предоставляет инструментальный подход.

Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Читайте также