Инструментальный подход в этнокультурных исследованиях

По мнению создателей инструментального подхода, социальные различия между группами людей в обществе служат основой для формирования этнической идентичности, определяют характер межгрупповых отношений и мобилизуют этнические группы на целенаправленную социальную деятельность. Поэтому для инструменталистских концепций типично обращение к социально-психологическим теориям, трактующим этничность как эффективное средство для преодоления отчуждения, как социальную терапию. Некоторые исследователи, придерживающиеся этого подхода, ограничиваются анализом того, каким образом этническую солидарность усиливают те социальные обстоятельства, которые они называют структурными условиями (Д. Хоровиц, Дж. Ротшильд, Дж. Нейджел и др.). Другие идут дальше и анализируют, как определенные социальные обстоятельства ведут к рациональному стратегическому выбору этнической идентичности как средству достижения желаемых политических, экономических и иных социальных целей (Э. Смит, Дж. Окаймура, А. Коэн, К. Янг и др.).

Существенной чертой всех инструментальных концепций является их опора на функционализм и прагматизм. В отличие от примордиального подхода инструментализм ориентирован не на поиски объективных оснований этничности, а на выявление тех функций, которые выполняются общностью и этносами в окружающем их мире. Поэтому, выясняя, каким образом этносы и этничность удовлетворяют потребности индивида или группы, осуществляют их цели и интересы, инструментализм не интересуется вопросом, есть ли какая-нибудь объективная основа существования этноса. Он просто исходит из положения, если этносы и этничность существуют, то значит они служат определенным целям и конкретным интересам человека, облегчая его жизнь в обществе, т. е. выполняют соответствующие функции.

Из немногих русскоязычных работ, которые условно можно отнести к инструментальному подходу, заслуживает внимание исследование Л.В. Ким. Автор изучала клинико-эпидемиологические особенности депрессивных расстройств среди подростков — этнических корейцев, проживающих в Узбекистане и Республике Корея. На репрезентативном материале Л.В. Ким установлена значительно большая распространенность депрессивных расстройств в общей популяции Сеула, нежели в Ташкенте. Такая диссоциация усматривается исследовательницей в различии социокультурных факторов. В Южной

Корее в последние десятилетия прочно утвердилась высокая ценность престижного положения в обществе и высшего образования, поэтому число абитуриентов значительно превышает количество вакансий в университетах, требования, предъявляемые к обучающимся, также становятся все более высокими. Таким образом формируется «прессинг успеха», характеризующийся, с одной стороны, установкой на достижение успеха, с другой — страха неудачи, ожиданием провала и неудачи.

В то же время у подростков из Узбекистана чаще выявлялись межличностные проблемы с родителями, учителями, братьями и сестрами, сверстниками.

В качестве аргументов патогенной роли «прессинга успеха» в более частой распространенности депрессивных расстройств у подростков жителей Сеула исследовательница выделяет:

— больший удельный вес среди «депрессивных подростков» представителей мужского пола, как следствие традиционной для Южной Кореи ориентации на достижение социальных и профессиональных успехов именно мужчинами;

— зависимость депрессии от наличия того или иного хронического соматического заболевания, препятствующего достижению социальных успехов и карьерных устремлений подростка;

— значимое преобладание школьников с высокой успеваемостью среди «депрессивных подростков» в Сеуле, по сравнению с соответствующей группой Ташкента, что отражает более высокий уровень социально детерминированных притязаний в условиях конкурентного общества.

Причисление данного исследования к группе инструментальноориентированных возможно по следующим соображениям. Во-первых, автор усматривает причины распространенности депрессий не в этнических особенностях пробандов (в обеих группах были представлены этнические корейцы), а в связи с объективными социальными факторами, обусловливающими выбор модели социального поведения. Если социальная среда Сеула создавала «прессинг успеха», то условия Ташкента характеризовались менее жесткими требованиями к молодежи. Очевидно, что социальные стратегии корейского этнического меньшинства в Ташкенте формировались в среде коренного населения, представленного узбеками. Другой важной характеристикой проведенного исследования явилось дифференцированное использование в нем методик изучения социальных и личностных ресурсов.

Методологически сходной работой является выполненное F. Xepapadakos сравнительное исследование психического здоровья этнических греков в г. Мюнхен (Германия) и г. Верна (Греция). Исследование проводилось на разных выборках учащихся гимназий и лицеев в течение нескольких лет. Полученные данные позволили автору установить нарастание психопатологической симптоматики в течение времени в обеих странах, что связывалось им с общим увеличением требований к академическим успехам, а также усложнением организации обучающей системы. Сравнительное изучение распространенности психических нарушений показало несколько большую их частоту в Верна за счет преобладания аффективных расстройств.

В качестве возможных социальных стрессоров исследователем рассматривалось изменение экономической и социальной ситуации в Греции, а также факторы микросоциального уровня. К последним автор отнес академические нагрузки, связанные с национальной системой обучения. По его мнению, господствующий в современных греческих школах дух требует не коллективной работы учащихся, но их индивидуалистического противостояния. Предъявляемые к учащимся запросы также более высоки. Распространенной формой обучения являются всевозможные факультативные занятия, призванные обеспечить лучшую подготовку в университет. С другой стороны, имеют место завышенные требования родителей. В традиционных греческих семьях доминирует четкая установка на обучение детей в престижных университетах, а академические упущения рассматриваются как семейная трагедия. Характерной формой воспитания являются требования жесткой дисциплины, соблюдение строгих моральных норм. В данном отношении греческие семьи, проживающие в Мюнхене, представляются автору более либеральными. Кроме того, греческие школьники имеют большие шансы на дальнейшее образование, поскольку получают право обучаться как у себя на родине, так и в немецких университетах. Установленные результаты позволили автору положительно аргументировать теорию селективной миграции, однако, к сожалению, им не проводилось специального изучения актуальных для респондентов социальных стрессоров и ресурсов.

Важным социальным стрессором, изучаемым в рамках инструментального этнокультурного подхода, является дискриминация по национальному признаку. В немногочисленных зарубежных работах, посвященных этой тематике, обращает на себя внимание обстоятельное исследование 3726 молодых жителей Германии турецкого, греческого и итальянского происхождения. По данным немецкого Института изучения проблем молодежи, ущемление по этническому признаку является значительно более весомым в формировании психического нездоровья фактором, чем владение государственным языком. В то время как представители малых этносов, не чувствующие в повседневной жизни дискриминации, испытывали недостаток побуждений только в 9% наблюдений, их соплеменники, испытывающие национальное ущемление, страдали от аналогичной жалобы в 21% случаев. Даже такие психосоматические симптомы, как аллергические и астматические проявления, встречались чаще у обследуемых, имеющих опыт дискриминации. Правда, отмечают авторы, данный факт может отражать проблему выборочных исследований, которая возникает при одновременном изучении предполагаемых причин и следствий. Даже если кажется убедительным, что опыт дискриминации оказывает негативное воздействие на психическое здоровье, не может быть исключено и обратное влияние: лица, имеющие проблемы с психическим здоровьем чаще воспринимают бытовые ситуации как дискриминирующие и чаще сообщают об этом. Вместе с тем результаты других исследовательских работ также свидетельствуют о связи дискриминации и параметров психического здоровья.

Подводя итог анализу междисциплинарных подходов в исследовании психического здоровья населения, можно отметить, что на сегодняшний день существует, по меньшей мере, три различных подхода к решению данного вопроса — примордиальный, конструктивистский и инструментальный. Каждый из них по-разному оценивает, что такое этнос и этничность, а потому обусловливает определенные различия в акцентах проводимых исследований психического здоровья, анализе результатов и формулировании выводов. Изначально зародившись в различных исследовательских условиях и для различных социальных целей, данные подходы нисколько не исключают друг друга, а могут органично дополнять картину этнокультурных исследований. В таком случае феномен психического здоровья получает более реальную и целостную оценку с учетом новых ипостасей биопсихосоциальной парадигмы, развиваемой в современных условиях.

Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Читайте также