Иерархия потребностей личности в психопрофилактике

Февраль 25, 2015 / Комментарии 0

Любые меры психопрофилактики не могут в полной мере реализовываться без учета социокультурных особенностей населения региона, которое в Чувашии во многом имеет социоцентрическую направленность и высокий удельный вес иррациональных установок. Именно поэтому в качестве концептуальной основы системы психопрофилактики ППР нами предложены идеи А.М. Карпова о биопсихосоциальной структуре потребностей человека (рис. 5).

Согласно этим представлениям все жизненно важные потребности личности можно подразделить на телесные (биологические и обеспечивающие их материальные), душевные (социальные, правовые, культурные) и духовные (духовно-нравственные). Причем состояние психического здоровья и благополучия личности будет определяться их адекватным соотношением.

р5

При избыточном внимании к телесным и материальным потребностям личность не столько обедняет и примитивизирует свою жизнь, сколько разрушает собственное здоровье, формируя зависимость от еды, алкоголя, табака, наркотиков, секса, физических упражнений, денег и т.п. Акцент на социальных потребностях также способен разбалансировать уравновешенность биопсихосоциальной структуры личности, приводя к коммуникативным девиациям, ауто-агресивному поведению, патохарактерологическим реакциям.

Духовно-нравственные потребности отражают преобладание духовно-ценностных, нематериальных интересов как смыслообразующего стержня, дающего личности возможность соотнести себя и мир, организовать свое видение бытия, построить согласованные отношения с окружающими и природой. В способности к мироощущению, мировоззрению и миропониманию в системе духовных координат нам видится кульминация развития личности, свидетельство ее подлинной зрелости и гармоничности. При всем том данный уровень потребностей не должен по своим масштабам перекрываться телесными или социальными потребностями. С другой стороны, он должен быть тесно с ними взаимосвязан, в противном случае может приводить к формированию сверхценных образований фанатического характера.

Иначе говоря, масштабы материальных потребностей гармонично функционирующей личности должны ограничиваться рамками социальных потребностей (социокультурными нормами), а ее социальные потребности — подчиняться духовным (смысловым) ценностям, имеющим вневременное значение.

Данная концепция иерархической структуры потребностей личности, отражающая совокупность традиционно доминирующих в обществе ценностей, рассматривается нами как ключевая в системе психопрофилактических мероприятий при ППР. Принятие ее в качестве стратегической основы укрепления психического здоровья населения на государственном уровне позволило бы оптимально расставить приоритеты первичной, вторичной и третичной профилактики, сохранить и укрепить сеть естественной социальной поддержки, устранить структурные барьеры на пути обеспечения психического здоровья в сфере образования, здравоохранения, других социальных сфер, а также в СМИ.

Более того, представленная концепция является оптимальным средством индивидуальной и семейной психопрофилактики, поскольку ее использование в качестве смыслоопределяющего жизненного ориентира помогает личности значительно повысить эмоциональную устойчивость, развить навыки преодоления проблем, поддерживать эффективные межличностные отношения.

Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Читайте также