Транспортировка новорожденных

Октябрь 6, 2015 / Комментарии 0

С развитием региональной и специализированной помощи новорожденным были созданы бригады нового типа, особенно для транспортировки этих младенцев из прикрепленной больницы в центр III уровня (неонатальные центры интенсивной терапии). Для эффективной работы таких бригад большое внимание должно быть уделено планированию и разработке четких рекомендаций, касающихся оборудования, штатов и процедур, выполняемых персоналом (Руководство по перинатальной помощи, 1983). Техника и объем помощи будут зависеть от специфических особенностей каждого региона (например, от его размеров, географических и экономических условий, уровня организации медицинской помощи). Связь между неонатальным центром и прикрепленной больницей должна быть постоянно открытой на всех уровнях (администраторы, врачи, медсестры) и осуществляться как с помощью машин скорой помощи, так и средств санавиации, Идеально, если женщину транспортируют в центр III уровня еще до рождения младенца группы высокого риска, но это не всегда возможно.

I. Выездная бригада. В состав выездной бригады могут входить врачи, медсестры, пульмонологи или техники по срочному ремонту оборудования. Бригада должна быть специально обучена оказанию помощи больным новорожденным. Она ведет свою медицинскую документацию и должна иметь возможность контактировать с лечащим неонатологом в любой момент в процессе транспортировки. Для членов бригады необходимы гарантии соответствующего страхования, должны быть также детально разработаны с участием юриста вопросы правовой ответственности больниц, служб скорой помощи и санавиации друг перед другом.

В прикрепленной больнице члены выездной бригады ведут себя как профессиональные представители неонатального центра, избегают конфликтов и воздерживаются от критики действий персонала этой больницы. План транспортировки разрабатывается совместно врачом прикрепленной больницы и неонатологом неонатального центра.

II. Оборудование. Любая выездная бригада должна работать на самообеспечении. Необходимые медикаменты и оборудование могут быть выбраны в соответствии с опубликованными перечнями. Особое внимание следует уделить поддержанию у младенца нормальной температуры тела (оборачивание новорожденного пластиковой пленкой, согревание и увлажнение вдыхаемых ребенком газовых смесей). Шум и вибрация часто затрудняют визуальный и аускультативный контроль за состоянием новорожденного, поэтому целесообразно применение хорошо откалиброванных мониторов артериального давления и напряжения кислорода, производящих внутрисосудистые измерения (или транскутанной пульсоксиметрии). Обязательно нужно иметь полароидную камеру, так как фотографии ребенка могут быть единственным фактором психологической поддержки матери в течение этих дней.

III. Рекомендации по стабилизации состояния и транспортировке новорожденных. Цель стабилизации состояния ребенка — предупреждениие осложнений, которые могут возникнуть при транспортировке.

А. Общие мероприятия. Важно уделить внимание деталям стабилизации состояния новорожденного! Если еще не начато проведение активной реанимации, первая задача выездной бригады после приезда в прикрепленную к центру больницу — выяснить анамнез и оценку тяжести состояния ребенка. Затем оценивают функцию жизненно важных органов. На этом этапе установление точного диагноза имеет меньшее значение, чем предвидение мер, которые могут потребоваться при транспортировке. Целесообразно начать выполнение всех необходимых мероприятий до выезда из больницы. Например, новорожденному с увеличенной работой дыхания и гипоксемией, которому предстоит двухчасовое «путешествие», по-видимому, потребуется проведение искусственной вентиляции легких и непосредственно перед транспортировкой должна быть произведена катетеризация вены. Как правило, ребенок не готов к транспортировке до тех пор, пока у него не восстановлены нормальная температура тела, удовлетворительные сердечная деятельность и дыхание и нормальный уровень глюкозы в крови. Показатели функции жизненно важных органов должны быть стабильными, катетеры и трубки — тщательно закреплены. Проблемы, которые могут возникнуть во время транспортировки, необходимо предвидеть. В неонатальном центре должны знать предполагаемое время поступления ребенка. Родителям следует предоставить возможность увидеть ребенка и прикоснуться к нему перед транспортировкой. Для выявления внезапных изменений в состоянии новорожденного во время транспортировки необходимо продолжать тщательный мониторинг. Следует контролировать частоту дыхания и сердцебиения, давление крови и уровень насыщения кислородом. По возможности следует применять транскутанную оксиметрию. После окончания транспортировки выездная бригада обязана информировать родителей и, если возможно, врача из прикрепленной больницы.

Б. Профилактическая антибактериальная терапия. Новорожденным с риском развития сепсиса, а также с катетерами в сосудах, по-видимому, следует ввести антибиотики. Посевы крови можно сделать в прикрепленной больнице или в неонатальном центре.

В. Зондирование желудка. Если у новорожденного имеется патология желудочно-кишечного тракта (включая динамическую непроходимость на фоне тяжелого заболевания) или он дышит под постоянным положительным давлением через носовые канюли или маску, показано введение назо- или орогастрального зонда, особенно при транспортировке на самолете или вертолете.

Г. Контроль температуры тела и баланса жидкости. Особое внимание следует уделять поддержанию оптимальной температуры тела и баланса жидкости у новорожденных с открытыми повреждениями (миеломенингоцеле, омфалоцеле). Для уменьшения потери тепла сухую или влажную повязку над повреждением можно покрыть тонкой пластиковой пленкой.

IV. Оценка качества транспортировки. Каждый случай транспортировки новорожденного должен контролироваться системой оценки (в баллах), отражающей состояние ребенка до и после транспортировки. Например, показатели функции жизненно важных органов и уровень сахара в крови в момент прибытия выездной бригады в прикрепленную больницу необходимо сравнить с аналогичными показателями при поступлении младенца в неонатальный центр. Такая система оценки обеспечивает контроль качества транспортировки и способствует обучению персонала, работающего в прикрепленных больницах, путем передачи в их адрес конструктивной критики.

V. Особенности транспортировки средствами санавиации. В каждом регионе должны быть выработаны правила выбора наземного или воздушного санитарного транспорта для транспортировки новорожденных с учетом расстояния, характера почвы, расположения мест посадки, числа самолетов и машин скорой помощи, пригодных для использования.

А. Правила безопасности. Должны быть разработаны четкие правила воздушной транспортировки новорожденных. Меры по безопасности полета должны быть приняты в соответствии с погодными и другими условиями полета (пилот перед принятием решения о мерах по безопасности полета не должен получать информацию о возрасте больного или тяжести его состояния). Следует использовать контролируемые места посадки, знакомые пилоту. Погрузка и разгрузка воздушного транспорта не должны производиться во время работы двигателя. Вертолет с двигателем, работающим вхолостую, представляет опасность.

Б. Дисбаризм. В вертолетах и негерметичных самолетах дисбаризм (т. е. дисбаланс между атмосферным давлением и давлением газов в организме) обусловливает проблемы, которые можно предотвратить. С увеличением высоты парциальное давление вдыхаемых газов снижается, поэтому требуется повышение концентрации кислорода в газовой смеси, которой дышит новорожденный. Свободный газ, скопившийся в грудной клетке или кишечнике, увеличивается в объеме и может вызвать значительную компрессию легких. Перед извлечением эндотрахеальной трубки или катетера следует удалить воздух из манжеток. Примечание: так как артериальное давление меняется с изменением сил гравитации, его колебания при подъеме и снижении не должны вызывать тревогу.

Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Читайте также