Когнитивные дисфункции после действия пренатальной гипоксии

Декабрь 7, 2015 / Комментарии 0

Для моделирования патологических нарушений когнитивных функций нами была разработана модель пренатальной гипоксии, в основе которой лежит действие острой гипоксии в период активного формирования мозга в эмбриогенезе животных. Для этого самок крыс на 14-е сутки беременности (Е14) помещали на 3 часа в гипоксическую камеру с пониженным до 7% содержанием кислорода. В результате такого воздействия на материнский организм у потомства было выявлено отставание в развитии организма, структуры нервной ткани и врожденных двигательных реакций, которое постепенно нивелировалось в процессе взросления. Однако нарушение когнитивных функций у крыс, подвергавшихся действию пренатальной гипоксии, наблюдалось в разных поведенческих задачах на протяжении всей последующей жизни.

Так, у животных, перенесших гипоксию, снижалась способность к обучению новым инструментальным движениям. В группе крыс, перенесших пренатальную гипоксию, количество молодых животных (20-30 сут после рождения, Р20-Р30), способных обучаться инструментальным навыкам (просто нажимать на поршень), составляло 50%, а в группе взрослых (трехмесячные крысы, давление на поршень более заданного времени) — 46%, в то время как в норме количество животных, способных к обучению этим навыкам, составляло 70 и 73%, соответственно.

При исследовании долговременной памяти и сохранности выработанного инструментального рефлекса через длительный промежуток времени (перерыв после начального обучения в течение 5 недель, после чего повторяли процесс тестирования и обучения инструментальному рефлексу) было обнаружено, что животные контрольной группы сохраняли навык выполнения инструментальных движений с длительным давлением на поршень. У этих животных среднее время давления до и после 5-недельного перерыва не отличалось и значительно (р<0,001) превышало среднее время давления, регистрируемое перед началом обучения, в то время как у животных, перенесших пренатальную гипоксию, после перерыва наблюдалось снижение среднего времени давления до начального уровня, регистрируемого перед началом обучения. Дальнейшее обучение животных, перенесших пренатальное гипоксическое воздействие, после перерыва начиналось как бы заново, в то время как в контрольной группе повторное обучение начиналось от уровня, достигнутого в результате первичного обучения.

При исследовании формирования кратковременной памяти в радиальном двухуровневом лабиринте у взрослых крыс, перенесших пренатальную гипоксию, было обнаружено, что на фоне отсутствия изменений среднего времени нахождения крысы внутри рукава процент правильных посещений кормушек по сравнению с контролем достоверно (р<0,01) снижался, что может свидетельствовать о нарушении процессов кратковременной памяти. Исследование памяти в тесте распознавания новых объектов у молодых и взрослых животных также свидетельствовало о нарушении кратковременной (в течение 10 минут) и долговременной (в течение 60 минут или 24 часов) памяти у крыс, перенесших пренатальную гипоксию.

Данная модель позволяет получать хорошо воспроизводимые изменения когнитивных функций и изучать динамику и молекулярно-клеточные основы этих нарушений в ходе развития животных, а также использовать их для тестирования различных фармакологических препаратов.

Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Читайте также