Избирательное вербальное внимание, семантические системы мозга и их связь с памятью

Наши исследования показали также, что память играет важную роль в механизмах избирательного внимания к словесным сигналам, когда человек должен реагировать лишь на слова, исходящие из одного источника, выделяя их из массы других. Такая ситуация возникает, например, когда человек читает книгу при включенном радио. Иногда это явление обозначают как «эффект коктейль-парти». Сложность эффекта заключается в том, что слово всегда имеет определенную значимость, несет смысловую нагрузку. В нашей работе использовалась запись ВП мозга на слова, одновременно появлявшиеся на экране монитора и звучавшие через компьютерные колонки. Задача испытуемого состояла в том, чтобы запомнить как можно больше слов, поступавших по одному из каналов, игнорируя другие. Как правило, эта задача успешно выполнялась. Действительно, после опыта испытуемые могли назвать достаточно много слов, поступивших по релевантному каналу, и почти не помнили незначимые слова. В контрольной серии, когда нужно было запоминать все слова, число активно названных слов равномерно распределялось между прочитанными и услышанными словами, а их общее число было приблизительно равно числу слов, запомненных при включении избирательного внимания. Как уже говорилось, запоминание и извлечение из памяти вербальной информации имеет определенное электрофизиологическое выражение в «когнитивных» компонентах ВП с латентностью от 400 до 700 мс. Было установлено, что ВП на значимые слова характеризовался позитивным сдвигом, в то время как в ответ на игнорируемый сигнал имел место негативный сдвиг потенциала, то есть сдвиг, обратный по полярности тому, который возникал при запоминании (рис. 1). ВП в этом временном отрезке был даже более негативен, чем ВП при отсутствии задания запоминать слова, что свидетельствует об активном торможении процессов запоминания. Использование метода локализации дипольных источников этого негативного потенциала показало, что источник этого сдвига локализовался именно в гиппокампе, что говорило о блокаде эпизодической памяти. Источник позитивного сдвига потенциала на релевантные слова локализовался в парагиппокампе, который включает и энторинальную кору, что говорит о работе семантической памяти.

р1

Отсюда следует, что избирательность внимания обеспечивается за счет того, что ненужная информация хотя и воспринимается, но затем передача сведений на структуры гиппокампа блокируется. В результате ненужная информация не сохраняется в эпизодической памяти. Такая трактовка подтверждается двумя фактами. Во-первых, это сохранность компонентов ВП, ответственных за восприятие, а именно — его волн с латентностью до 300 мс. Во-вторых, в дополнительных опытах было показано, что человек может узнать многие слова, поступившие по нерелевантному каналу, если ему показать список слов, которые он должен был игнорировать. Следовательно, он действительно слышал или видел эти слова. Преимущества такой организации вербального внимания в том, что человек может отреагировать на неожиданный сигнал, если этого потребует изменившаяся ситуация (в нашем примере — важное сообщение по радио). В обычных же условиях лишняя информация просто вытесняется из сознания.

Описанный выше вид памяти, при которой человек вспоминал нужную информацию только после подсказки, называется, как уже говорилось, «памятью узнавания». Оказалось, что этот вид памяти используется также в ситуациях быстрого, не контролируемого сознанием восприятия. Общая схема эксперимента, если исключить некоторые детали, была следующей. Испытуемому предъявлялись на экране монитора слова. В одной серии он (или она) должен был просто читать про себя написанное слово, а в другом — классифицировать их на конкретные или абстрактные, нажимая соответствующие кнопки. Оказалось, что при простом чтении слова различия в ВП между абстрактными и конкретными словами отмечались уже в ранних волнах ВП с латентностью до 120 мс, в то время как при инструкции классифицировать слова эти различия, как правило, проявлялись лишь в поздних волнах с латентностью 400-700 мс. После опыта испытуемых просили написать по памяти список показанных слов, а затем найти показанные слова в списке, содержащем как предъявленные, так и не показанные ранее слова. Были использованы и другие более сложные схемы опыта, описанные в процитированных выше статьях. Общий вывод был следующим. Мозг располагает двумя семантическими системами, то есть механизма определения смысла слова. Одна из них — быстрая, автоматическая. Она может использоваться, например, при быстром чтении или разговоре. Другая система — более медленная, контролируемая сознанием. Она включается при тех или иных сложностях в восприятии слов, например, при чтении малознакомого слова. Быстрая система хранит полученную информацию, как правило, в имплицитной памяти узнавания, в качестве подсказки здесь может использоваться контекст. Медленная, эксплицитная, система связана с активной эпизодической памятью, информация из которой может быть извлечена произвольно, путем умственного усилия, как это бывает, когда человек вспоминает, что значит данное слово, или когда он ищет, какое слово лучше передаст его мысль.

Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Читайте также