Мерчан… что? Мерчандайзинг!

Март 21, 2015 / Комментарии 0

Звучит модно и загадочно, не правда ли? He исключаю, что многие из вас слышали об этой профессии, несмотря на то что она появилась в России сравнительно недавно.

Кстати, далеко не каждый человек, а особенно женщина, решается позвонить по объявлению, в котором на работу приглашаются эти загадочные специалисты — мерчандайзеры. И зря! Устроиться на такую работу, даже в крупную компанию, не так уж и сложно. Как правило, не требуется ни высшее, ни специальное образование, опыт работы желателен, но не обязателен, пол значения не имеет, да и возрастной диапазон достаточно широк — 18-45 лет. Правда, некоторые работодатели предпочитают молодых сотрудников до 30-35 лет. Кроме всего прочего, многие фирмы бесплатно обучают начинающих мерчандайзеров тонкостям работы, и карьерный рост вам обеспечен!

Конечно, эта профессия, как, впрочем, и любая другая, имеет свою специфику и подходит не всем. Мерчандайзер должен быть ответственным, трудолюбивым, активным, инициативным и коммуникабельным человеком, обладать дипломатическими способностями и не бояться разъездной работы. Вот-вот! Ездить придется очень много. He исключены и командировки. Кто-то скажет, что домохозяйкам такая работа не подходит. Ho это не так. Время, которое придется тратить на работу, зависит от степени занятости (частичная или полная) и масштабов компании. Некоторые фирмы предлагают работать только в выходные дни или в определенные часы, а иногда и по свободному графику.

He терпится узнать, чем же занимаются мерчандайзеры? Этих специалистов нанимают как производители товаров, так и торговые фирмы. Задача мерчандайзеров — чтобы товар компании, на которую они трудятся, размещался в магазине красиво и на самом видном месте. А главное, чтобы продавался! Для этого мерчандайзер должен знать психологию покупателя: на каком уровне разместить товар, какого цвета должна быть упаковка, какой величины ценники и т. д. А посему придется проводить всякие исследования и постоянно повышать квалификацию. А если товар размещается не в собственном магазине компании, а в каком-то другом, мерчандайзер, используя личное обаяние и другие средства убеждения, должен договориться с руководством торгового объекта, чтобы его товар занял самое удобное место. Кроме того, мерчандайзеры следят за состоянием продукции в торговом зале и на складе, отвечают за размещение рекламных материалов в магазине и оформление витрин.

Зарплата мерчандайзера складывается из фиксированного оклада ($200-500 в зависимости от финансовых возможностей фирмы) и премии по итогам работы. Некоторые работодатели указывают размер премии прямо в объявлениях. Поскольку мерчандайзера ноги кормят, как правило, ему выдают проездной билет либо, если используется личный автомобиль, доплачивают за его амортизацию и бензин. Есть фирмы, которые оплачивают мобильную связь.

Расскажу о некоторых секретах и сложностях работы мерчандайзера. Во время визитов на торговые объекты, где продается товар фирмы, будьте готовы к тому, что с магазином сотрудничают и другие мерчандайзеры. Хотя этот факт до сих пор не вызывал каких-то острых конфликтов или «разборок». Учтите, если наладить отношения с директором, то можно быть постоянно в курсе, как продается ваш товар и товары других поставщиков.

Анкеты, которые заполняет мерчандайзер, позволяют иметь свежую информацию о степени распространения той или иной марки и следить за интенсивностью сбыта. Аналитический отдел, в свою очередь, снабжает агента оперативными рекомендациями по результатам мониторинга. В базе данных имеется информация о торговых площадях магазинов, контактных лицах, об эффективности их деятельности. Иногда база дополняется данными о психологических особенностях тех или иных руководителей торговых фирм. Это необходимо, в частности, в следующей ситуации.

Компании, которые стараются завоевать рынок, как правило, предоставляют магазинам дисплеи и холодильники бесплатно. И тем не менее не всегда удается сразу уговорить директоров торговых объектов на установку этого оборудования. В таких случаях приходится с использованием конкретных цифр доказывать, что мерчандайзинг повышает сбыт на 15-30 % за счет продуманного способа размещения и привлекательной раскладки товара. Например, по данным французских исследователей, при перестановке товара от уровня пола до уровня глаз продажи увеличиваются на 78 %. А от уровня рук на уровень глаз — на 63 %.

Кроме всего прочего, мерчандайзеры снабжают торговые точки вспомогательными рекламными материалами: наклейками, плакатами, листовками. Они также следят за тем, чтобы фирменные дисплеи не занимали товарами конкурирующих компаний. Зачастую мерчандайзер сам раскладывает товар и обучает этому продавцов.

Как стать мерчандайзером? Уже в процессе собеседования с работодателем происходит отбор тех, кто уверен, что справится с такими специфическими функциями. Некоторые компании на несколько дней прикрепляют новичка к опытному наставнику. Если у вас все получится, как говорится, с ходу, вы останетесь работать. Если нет — увы… Поэтому, прежде чем предлагать свою кандидатуру на такую должность, хорошо все обмозгуйте. Очевидно одно: если это ваше призвание, то вы сможете зарабатывать неплохие деньги!

Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Читайте также