Кадры решают все! При умном подборе…

Поговорим о профессии менеджера по персоналу. В этой сфере можно устроиться на условиях как частичной, так и полной занятости. Разница лишь в том, что при работе на дому это скорее будет называться «инспектор по кадрам», поскольку конкретно подбором, мотивацией и прочими тонкостями вы заниматься не сможете.

Однако заработать действительно хорошие деньги реально только при ведении документации. Существует множество организаций, частных фирм, больших и маленьких, нуждающихся в сотрудниках, которые будут вести кадровую работу на дому. Причины могут быть разные: нехватка помещений для рабочих мест, экономия средств (вам будут платить меньше, чем штатным сотрудникам), необходимость в помощнике.

С чего начать? Опять же с учебных курсов. Здесь без них не обойтись. Да и без опыта работы на хорошую зарплату сразу не выйти. Поэтому, вооружившись знаниями, лучше начать с ассистента менеджера по персоналу с неполной занятостью. Такие вакансии частенько встречаются в крупных компаниях. Опыт работы там, как правило, не требуется. В обязанности входит примерно следующее: обзвон кандидатов, запись на собеседование, ведение базы, документооборот и т. д. При хорошем стечении обстоятельств дорастете и до менеджера по подбору персонала, а там, глядишь, и до менеджера по персоналу.

Если хотите работать с документами дома, подыщите небольшую фирму с минимальной текучестью кадров, чтобы объем работы был невелик и хватало времени во всем разобраться. Что касается опыта, здесь можно и приврать. Поверьте, если есть голова на плечах, в бумажках разберетесь быстро. Обзаведитесь необходимой литературой: профессиональной, правовой, выпишите специализированные журналы — и тогда вам ничего не страшно! Кроме того, в любом городе есть справочные службы для таких специалистов. И если сложилась затруднительная ситуация, всегда можно позвонить и выяснить все, что нужно.

С работой на дому, кажется, все ясно. А вот полная занятость потребует от вас и полной самоотдачи. Менеджер по кадрам — одна из тех профессий, которая задействует психологическую сторону личности. Иными словами, вы будете «пропускать через себя» каждого кандидата на трудоустройство и каждого сотрудника. Если вы уже пробовали искать работу, то наверняка сталкивались с таким специалистом и можете представить, что это за профессия и чего она требует от человека.

Вы должны быть скрупулезной и терпеливой: большинство объявлений о поиске работы будет проходить через ваши руки. Также в обязанности менеджера по персоналу входят: подбор и расстановка персонала; изучение и анализ штатной структуры предприятия; аттестация сотрудников; создание кадрового резерва предприятия; изучение рынка труда; планирование карьеры сотрудников предприятия; обучение и адаптация персонала; поддержание трудовой дисциплины; оформление документов о приеме-увольнении сотрудников; составление методических рекомендаций по деятельности должностных лиц; оформление документов по периодической отчетности. Соответственно менеджер по персоналу в обязательном порядке должен обладать определенными знаниями, которые, в принципе, и закладываются на учебных курсах. Необходимо знать: законодательные и нормативные правовые акты; методические рекомендации по выполняемой работе; трудовое законодательство; структуру и штат предприятия; порядок и источники пополнения кадров; порядок проведения аттестаций; методы анализа структуры кадров; порядок оформления, ведения и хранения кадровой документации; порядок формирования банка данных работников предприятия, составления отчетности по выполняемой работе; основы психологии и социологии труда, экономики и менеджмента; информационные технологии (подразумевается умение работать за компьютером); средства коммуникации (факс, Интернет, электронная почта); правила и нормы охраны труда. Что, испугались терминологии? He волнуйтесь, просто теперь вы будете знать, чему именно вас должны научить на курсах. Прежде чем заплатить деньги и приступить к занятиям, вы можете ознакомиться с учебной программой центра и, если вас что-то смутит, поискать другую компанию.

Что касается условий работы, то ни в коем случае не соглашайтесь в одиночку воевать с тремя сотнями сотрудников! Как правило, в организациях, где работает более 100 человек, отдел кадров состоит из двух менеджеров, где один из них оформляет кадровые документы (выдает справки, ведет трудовые книжки, личные дела сотрудников, издает приказы и т. д.), а другой — выполняет функции по подбору, адаптации, обучению и оценке персонала, а также участвует в разработке системы заработной платы для сотрудников данного предприятия. Пропорционально числу работников увеличивается и число кадровиков. Например, в организациях, где численность штата превышает 200 человек, отдел кадров может состоять уже из трех сотрудников. И обязанности каждого из них уже будут более конкретизированы: один — оформляет документы, другой — занимается вопросами подбора и адаптации персонала, третий — вплотную работает с сотрудниками. Кстати, последнее подразумевает не только аттестацию и обучение, но и решение производственных конфликтов, разработку различных положений, рекомендаций по деятельности отделов организации. Нередко менеджерам по персоналу приходится выступать в роли массовиков-затейников, то бишь организовывать корпоративные культурные мероприятия.

Итак, уважаемая домохозяйка, если вас не испугал недюжинный груз обязанностей, который возложен на менеджера по персоналу, то поговорим о наикратчайших путях к успеху на этом нелегком поприще. К тому же вы сможете правильно оценить свои возможности.

Начнем с образования. Сегодня требования к качеству подбора сотрудников находятся на очень высоком уровне, посему менеджер по персоналу должен обладать разносторонними знаниями в области экономики, социологии, психологии и права. Об этом мы уже говорили. Конечно, такое образование можно получить в любом вузе, готовящем работников по специальностям «Управление персоналом» или «Кадровый менеджмент». Ho вряд ли вам захочется потратить на образование несколько лет, поэтому лучше пойдите на курсы. И тут уж не жалейте времени! При выборе учебного центра ориентируйтесь не на ускоренные варианты, а на солидный курс не менее чем на 500 часов. И еще раз повторю: обратите внимание на учебную программу и преподавательский состав.

Далее на повестке дня — опыт работы. Где ж его взять? А как быть с критериями, которых придерживается работодатель? Часто в объявлениях о приеме на работу можно встретить следующие требования:«.. .Опыт работы — от 5 лет, возраст — до 25 лет». О чем можно думать, размещая такие объявления? Это говорит лишь о том, что работодатель, сужая выбор потенциальных кандидатов на подобную должность, не всегда понимает, зачем она ему вообще нужна. Честно говоря, нормальные организации на такую работу берут людей в возрасте от 25 или даже 35 лет! Ведь управление человеческими ресурсами — дело нешуточное, и доверять его не умудренной жизнью молоденькой девочке грамотный руководитель не будет. Поэтому, в принципе, на такие объявления даже не стоит обращать внимания. Ведь вам нужна хорошая работа в серьезной компании.

Что касается опыта в области управления персоналом, то совершенно не обязательно его можно приобрести только в отделе кадров, например, строительной или какой-нибудь другой фирмы. Отличный способ начать и кое-чему научиться — работа в кадровом агентстве, куда без этого самого пресловутого опыта вполне можно устроиться. Если найти хорошее агентство, то вполне реально стать отличным специалистом в области подбора и хорошо зарабатывать. Единственный минус — нестабильность. В основном это работа за процент от комиссии и ненормированный рабочий день. Поэтому здесь можно только попробовать себя и набраться опыта, а уж потом предлагать свои профессиональные качества работодателям.

Если вы бывший педагог или психолог, подобное обстоятельство также облегчает задачу, поскольку вы имеете представление о работе с людьми, наверняка знаете, как найти подход к человеку и в каком ключе вести беседу. Если вы можете найти общий язык с любым человеком, оценивая его по определенным критериям, то считайте, что подобная должность для вас. Правильный индивидуальный подход к каждому — основная и главная особенность работы менеджера по персоналу. При этом нужно быть или хотя бы казаться открытым человеком, люди должны верить вам, иначе работа не будет приносить результатов. Сколько бы за день ни прошло посетителей, каждый из них должен быть уверен, что вы всецело посвящаете себя только ему. Кстати, по этой причине не помешает такое качество, как стрессоустойчивость. He лишними будут столь модная сегодня активная жизненная позиция и некоторые аналитические способности.

В общем, если вас не утомляет ежедневное общение с большим количеством людей, то обязательно попробуйте стать менеджером по персоналу. Каким образом?

Сегодня эта профессия очень популярна и востребована. Тем не менее нельзя сказать, что объявлениями о приеме на подобную работу пестрят все известные газеты и журналы. Причина, возможно, заключается в требовательности работодателей. Поэтому в публикуемых объявлениях встречается около пяти вакансий на должность менеджера по персоналу в общей массе. Сразу хочу предупредить, что в данной рубрике любят публиковать свои объявления организации, работающие по принципу сетевого маркетинга. Чтобы избежать ненужных проблем, спросите, чем конкретно занимается фирма, какова численность отдела кадров, какие функции на вас будут возложены, или узнайте другую информацию об организации, и вы поймете, то ли это, что вы искали. Как говорилось ранее, работодатели очень избирательно и ответственно подходят к подбору таких сотрудников, поэтому чаще всего прибегают к помощи знакомых либо кадровых агентств. Последние, как правило, отбирают кандидатов по конкурсу. Если вы действительно хотите найти серьезную хорошо оплачиваемую работу, рискните и поучаствуйте в этих конкурсах.

Теперь рассмотрим не менее интересующую нас финансовую сторону вопроса. Зарплата менеджера по персоналу может быть разной. Зависит она от многих факторов, среди которых — направление деятельности предприятия, численность персонала, круг обязанностей на этой должности. Средняя зарплата составляет $500-1000 в месяц, хотя повторяю: все зависит от конкретных условий, предприятия и руководителя. Жадный директор может предложить и $200, а щедрый — и $2000.

Говоря о перспективах роста, отмечу, что здесь не все зависит от сотрудника. Если организация небольшая, но динамично развивающаяся и менеджер по персоналу является единственным представителем отдела кадров, то следующей ступенькой в его карьере может быть должность начальника отдела кадров. В крупных компаниях, где работает более двухсот человек и уже есть начальник отдела кадров, который прочно удерживает свои позиции, карьерный рост менеджера по персоналу может быть более затруднительным.

И самое главное, что нужно помнить: прошли времена, когда лицом фирмы была секретарша. Сегодня эту функцию в прямом и переносном смысле выполняет не кто иной, как менеджер по персоналу. Именно от его деятельности зависит управленческая структура, а значит, и работа всего предприятия. Поэтому сотрудник отдела персонала (или отдела кадров) обязан постоянно совершенствоваться. Его знания в профессиональной области должны отличаться широтой. И это принесет пользу не только предприятию, но и самому человеку.

Например, если менеджер по персоналу умеет только подбирать сотрудников, но понятия не имеет о правилах составления должностных инструкций, то его шансы продвинуться по служебной лестнице равны нулю. Да и поменять работу будет сложно. Скорее всего, такой специалист найдет ее не очень скоро и с меньшей заработной платой. Поэтому, если вы твердо решили стать менеджером по персоналу, начинайте постепенно изучать все, что может пригодиться в работе. Окончили курсы? He останавливайтесь. Черпайте новые знания, подкрепляя их практикой. И вообще, придерживайтесь данного принципа всегда, какую бы работу вы ни выбрали. Это касается и профессии, о которой пойдет речь в следующем разделе. Кстати, передохнуть не хотите? По-моему, пора!

Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Читайте также