Как не надо выступать

Март 4, 2015 / Комментарии 0

Быть может, этот заголовок вызовет недоумение. В самом деле, имеют ли отношение к культуре поведения советы, рассчитанные, видимо, на лекторов и докладчиков? Ho давайте разберемся в этой проблеме. Говорят, что какой-то статистик-любитель подсчитал, что каждому человеку за жизнь в среднем доводится выступать более пятидесяти раз. Выступать на собраниях и производственных совещаниях, на планерках и летучках, на учебных семинарах в студенческой аудитории и в школьных кружках. А значит, разговор о том, как не надо выступать, затрагивает почти всех.

Здесь, конечно, пойдет речь не об ораторском искусстве, не о мастерстве лектора. Речь пойдет о другом: о тех требованиях, которые предъявляют правила хорошего тона к людям в процессе их общения на совещаниях, заседаниях, деловых встречах. Ведь успешное выступление человека перед более или менее широкой аудиторией во многом зависит от его отношения к аудитории. В свою очередь, выступающий вправе требовать к себе внимательного отношения со стороны слушателей. He случайно о хорошем докладчике говорят, что он нашел контакт со слушателями, а лектор зачастую отмечает, что аудитория была «благодарной».

103

Порой можно наблюдать такую картину: идет собрание, обсуждающее важный, злободневный вопрос, который представляет общий интерес для всех собравшихся. На трибуну выходят люди, говорят по существу обсуждаемого вопроса. Ho слушают их плохо, кто-то читает газету, кто-то листает книжку, кто-то переговаривается, ведя беседу на тему, не имеющую никакого отношения к собранию. Тут налицо явное неуважение аудитории к выступающим. Ho, может быть, и выступающие не проявили к себе должной требовательности, забыв, что их слушают люди?

Спору нет, не все обладают ораторским даром. Некоторым публичные выступления даются нелегко. Помню, один молодой инженер говорил мне, что самое трудное для него выступать на людях:

— Знаю, что говорю нескладно. Пытка и мне и тем, кто меня слушает. Ho что поделаешь — не рожден я оратором.

Ho ведь наивно всех мерить меркой Цицерона. От людей, которым приходится выступать, требуется другое: очень серьезно отнестись к своему выступлению, тщательно продумать его, чтобы оно прозвучало весомо, чтобы аудитория почувствовала искренность выступающего. И тогда вряд ли слушатели останутся безучастными.

Если сказать нечего, лучше отказаться от выступления, чтобы не отнимать у себя и у других драгоценное время, да и самому не предстать в весьма невыгодном свете.

Очень неприятное впечатление производит лектор, «говорящий по бумажке».

Несколько лет назад в одном из рабочих клубов была назначена лекция о международном положении. Слушателей собралось немало, в назначенное время на трибуну поднялся лектор, развернул папку и начал читать. Он читал, неотрывно следя за строчками, не поднимая голову, не обращая внимания на тех, кто его слушал. У него была плохая дикция, разобрать что-либо было трудно. И не мудрено, что вскоре зал загудел — так бывает всегда, когда людям скучно. Ho лектор, который, видимо, привык к подобным реакциям слушателей, продолжал читать. И тогда с места поднялся один из слушателей и обратился к председательствующему:

— Прошу слова!

Лектор умолк. Председательствующий вопросительно смотрел на человека, прервавшего выступление. А тот без обиняков заявил:

— Есть предложение поручить прочитать данный текст нашему товарищу Авдееву. У него и голос громче, и читает он понятливей. А то тут ничего не разобрать…

Вот результат неуважения к аудитории.

Никто не осудит выступавшего, если он выйдет с листком бумаги, на котором записаны тезисы выступления, цитаты, даты. Ho удручающее впечатление производят те, которые от первого до последнего слова записывают, а затем зачитывают то, что хотят сказать слушателям. Так, естественно, легче и проще выступать. Ho ведь надо подумать и о тех, кто слушает! В принципе культурный слушатель никогда не станет ни словами, ни действиями выражать свое неудовольствие, не станет громко разговаривать, демонстративно покидать зал, афишируя свое неуважение к оратору.

Столь же неприлично перебивать оратора, выступающего во время совещаний и заседаний. Признаками невоспитанности являются разного рода иронические реплики. Поставьте себя на место того, кто выступает, и вы поймете, как важно доброжелательное отношение аудитории для человека, ведущего с ней разговор.

Некоторые ораторы любят блеснуть эрудицией, козырнуть этаким мудрым словцом, витиеватым выражением. Они не замечают того, что подобные приемы чаще всего оборачиваются против них самих. Если выступление непонятно слушателю, то вина за это, конечно, ложится на выступающего. Доходчивость, популярность выступления, как правило, определяют его успех. Культурный человек в любой обстановке держится просто, непринужденно и с достоинством. Таким он остается и тогда, когда выступает перед другими людьми.

He менее важное значение имеет внешняя сторона дела. Представьте себе, что на трибуне появился неряшливо одетый человек, в помятой сорочке, со сбитым в сторону галстуком, в забрызганных грязью ботинках. Его появление вряд ли вызовет удовольствие у тех, кто пришел послушать лекцию или доклад. Это говорит о том, что и внешний вид выступающего играет немаловажную роль.

Человек, вышедший на трибуну, должен добиваться, чтоб каждое его слово звучало весомо. Бывает подчас, что выступающий до предела насыщает свою лекцию или доклад разными шуточками, анекдотами, забавными историями. В этом нет ничего плохого, если «подсобный материал» служит средством для лучшего выражения главной мысли, способствует большей доходчивости выступления. Ho ведь случается и так: слушают хорошо, смеются, чутко воспринимают каждое слово, но потом наступает разочарование. Так бывает всегда, когда оратор подменяет серьезную тему легковесными «байками», зарисовками, рассчитанными на сенсацию историями, забывая, что это не эстрадное выступление, а серьезный разговор.

Особого внимания и такта требуют ответы на вопросы после выступления, на записки. Ответы должны быть по возможности краткими, четкими, и ни в коем случае они не должны задевать того, кто задал данный вопрос. Именно здесь порою некоторым ораторам изменяет чувство меры.

Существует неписаное правило: всегда надо дать высказаться человеку до конца, а уже затем задавать вопросы, полемизировать. Это правило в равной степени правомерно и для докладов, и для лекций, и для деловых совещаний (где, кстати, оно чаще всего нарушается). Бывает, что некоторые не терпящие возражений руководители перебивают выступающих, бросают им язвительные реплики. А ведь совещания для того и проводятся, чтобы каждый мог высказать свою точку зрения, свое мнение по тому или иному вопросу. Гораздо полезнее для дела выслушать все соображения, замечания, предложения, сопоставить их.

Особо следует сказать о так называемых «штатных ораторах», людях, которые стремятся выступать буквально по каждому поводу, на каждом совещании. Таких людей еще нередко приходится встречать в трудовых коллективах. К ним привыкли, знают, что они ни в коем случае не удержатся от выступления, если представится такая возможность. Привыкли к их выступлениям, чаще всего пустым, не несущим серьезной смысловой нагрузки. Да это и понятно: выступать нужно лишь тогда, когда есть что сказать.

Основа хорошего тона, культуры поведения советского человека — уважение к окружающим, к близким, к товарищам, к коллегам. Об этом нужно помнить всегда, и тогда в любой ситуации вы сможете легко найти верную манеру поведения, правильный тон, которые, в свою очередь, помогут вам отыскать и нужные слова, и заслужить благодарность даже самой сложной аудитории.

Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Читайте также