Организация психоневрологической помощи детскому населению

Декабрь 24, 2015 / Комментарии 0

Психопрофилактика нервных заболеваний должна находиться в самой тесной связи с общим оздоровлением семьи и быта и деятельностью детских культурно-просветительных и профилактических учреждений.

Гигиена жилища, одежды, питания, труда, режима одинаково важна как для соматического, так и для нервно-психического здоровья. Профилактические мероприятия по отношению к соматическим заболеваниям, инфекциям, интоксикациям, сифилису, туберкулезу и т. п. имеют существенное значение. Ограждение ребенка от интенсивных и длительных раздражений, впечатлений и переживаний, целесообразное чередование интеллектуальных занятий с физической нагрузкой, предохранение от переутомления рациональной организацией труда и отдыха, правильная постановка полового воспитания должны лежать в основе психогигиены детского возраста. Психопрофилактика должна быть внедрена глубоко в быт, в семью, в ясли, в школу.

Имеет громадное значение правильный отбор детей в ясли, детские сады, школы, правильное распределение по группам, периодические психоневрологические обследования детей. Очень целесообразно создание при детских яслях особых санаторных групп, имеющих огромное оздоровительное значение. Воспитание детей нужно правильно ставить с первых недель жизни. Большое психогигиеническое значение имеет правильная организация режима в детских коллективах яслей, детских садов и правильная организация внешней среды.

Общая обстановка должна быть уютной, должна вызывать у ребенка жизнерадостное настроение. Необходимо избегать чрезмерной перегрузки организма занятиями, следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. В системе коллективного воспитания заложен мощный оздоровляющий фактор, и нужно только уметь им пользоваться. Никогда не следует забывать о непосредственной связи с родителями по созданию рациональных условий в домашней среде.

Перед школой стоят следующие главнейшие задачи: рациональная организация педагогического процесса на основе изучения психофизических возрастных особенностей ребенка, массовое оздоровление и выявление детей с психо-нервными расстройствами. Здесь необходима совместная работа врача, педагога и школьной общественности.

Изучение педагогического и трудового процесса, правильная организация занятий, физкультуры, отдыха, игр имеет огромное значение. Правильно поставленная пионерская работа, имеющая в своей основе много дисциплинирующих и организующих стимулов, должна быть использована в борьбе за нервно-психическое здоровье детей. Всю эту организующую и психопрофилактическую работу ведут врачи охраны здоровья детей и подростков совместно с психоневрологом и с диспансером.

В отношении подростков необходимо изучение особенностей производственного процесса. Профотбору и профориентации должно быть уделено должное внимание. Предохранение подростка от утомления и истощения его сил, рационализация рабочего места, общее улучшение условий труда, организация отдыха, спорта имеют большое профилактическое значение. Эмоциальный подъем, энтузиазм молодежи при социалистических формах труда дают блестящие производственные результаты без вредных последствий для здоровья. Правильная постановка полового воспитания, переключение внимания на игры, физкультуру, спорт являются существенно необходимыми, оздоровляющими факторами. Непосредственными помощниками врачей в области психогигиены и профилактики должны быть местные комсомольские организации.

Организация психоневрологической помощи детям входит в общий план работы по охране здоровья детей и подростков и проводится в контакте с организацией таковой же помощи взрослым.

Можно различать внебольничную (амбулаторную) помощь и стационарную помощь. В основе первого вида лежит психоневрологическая помощь, оказываемая соответствующими отделениями единого диспансера. Работа психоневрологического отделения сводится к предупреждению нервно-психических заболеваний, выявлению предрасположенных к ним детей, созданию соответствующих условий труда и быта и организации помощи больным.

Обслуживание детей с нервно-психическими уклонениями идет по линии развертывания санаториев и больничной помощи детям. С той же целью развертываются: 1) санаторные учреждения для нервных детей полустационарного и стационарного типа, 2) санатории для эпилептиков, 3) психиатрические отделения для острых душевнобольных, 4) неврологические отделения для излечимых форм органических заболеваний нервной системы, 5) психиатрические лечебнотрудовые колонии для психически больных детей-хроников, 6) учреждения для логоневротиков (т. е. для детей с расстройствами речи) в виде логотерапевтнческих кабинетов-полустационаров.

Санаторная сеть, в свою очередь, состоит из различных типов учреждений: нервных санаториев, яслей-санаториев с удлиненным днем, специальных детских очагов для невротиков по типу открытого санатория, школ-санаториев закрытого и открытого типа, санаторных групп, ночных и дневных санаториев. Вся сеть санаторных учреждении обслуживает главным образом детей-невропатов и психопатов с функциональными нарушениями нервной системы. В этих учреждениях воспитание и обучение ведутся по нормальным программам, но весь режим приспособлен для сглаживания патологических уклонений. Строго индивидуальный подход, трудтерапия, правильно организованный режим и все виды медико-педагогического воздействия лежат в основе работы этих учреждений.

В дневные санатории направляются дети, оздоровление которых можно проводить без отрыва от домашней обстановки. В ночные санатории направляются дети, требующие временного изъятия из домашнего окружения. В санаторных группах при яслях, очагах остаются дети, которые могут находиться в домашней обстановке.

Психиатрические учреждения предназначаются для лечения острых психических заболеваний. Эти учреждения должны быть оборудованы комнатами для врачебно-педагогической работы и физиотерапии.

Основным типом учреждений для глубоко отсталых детей являются трудовые колонии с примитивными мастерскими для обучения простейшим видам труда.

Психиатрические колонии обслуживают нетрудоспособных хроников, глубоких идиотов, слабоумных. Специальные учреждения обслуживают детей глухонемых, тугоухих и слепых.

Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Читайте также