Неврастенические состояния, или состояния нервно-психического истощения

Декабрь 24, 2015 / Комментарии 0

Под именем неврастенических состояний понимают неврозы, развивающиеся под влиянием неблагоприятных факторов, особенно перенапряжения сил, переутомления, плохих бытовых условий, наличия хронической интоксикации или инфекции (туберкулеза, малярии, желудочно-кишечных заболеваний).

У детей неврастенические состояния чаще всего бывают в школьном возрасте и почти всегда связаны с инфекциями, интоксикациями и анемией. В общей картине неврастенического состояния ярко выражен симптомокомплекс истощаемости всех нервно-психических процессов. Лежащие в основе истощения биохимические процессы выводят нервную систему из состояния равновесия, приводят в одних случаях к угнетению, в других — к перевозбуждению.

В клинической картине на первый план выдвигаются понижение интересов, вялость, безразличие, неспособность сосредоточения, слабая память и понижение работоспособности. Внимание ребенка всегда поверхностно, неустойчиво, ни на чем длительно не фиксируется. В мышлении ребенка отмечаются скороспелость и поверхностность заключений. Порог раздражения у детей снижен. Они болезненно реагируют на резкий звук и свет, на обилие и быстроту движений. Настроение всегда понижено и лабильно. Ребенок чрезмерно раздражителен. Щадя себя от утомления, дети избегают общения с детским коллективом, у них развивается чувство сосредоточенности и эгоцентризма. Влечения то понижены, то повышены, но всегда непостоянны.

Среди детей можно различать две разновидности — гиперкинетическую и акинетическую. При первой разновидности дети проявляют повышенную нервную возбудимость, много суетятся, говорят, двигаются, жестикулируют. Вследствие суетливости и непоследовательности они становятся трудными для коллектива. При второй форме дети, наоборот, вялые, малоподвижные, апатичные, безинициативные. Они производят впечатление умственно отсталых. Общим для всех детей является чувство своей малоценности, недоверия к своим силам, недооценка своих возможностей.

С физической стороны дети обычно являются астениками и обнаруживают явления анемии. У них отмечаются расстройства сосудодвигательной и секреторной сферы в виде быстрой смены в окраске лица, яркого дермографизма, иногда цианоза конечностей, повышенной потливости, легко наступающей при усталости.

Со стороны сердца отмечаются тахикардия, боли в области сердца, гипертенсия. Почти постоянное явление — потеря аппетита, боль подложечкой, рвоты, запоры. Очень часты у них головные боли, тяжесть в голове, боль в глазах при чтении, расстройства сна, бессонница, ночные страхи, заикание, недержание мочи.

При исследовании можно найти повышение кожной чувствительности, дрожание век и пальцев рук, повышение сухожильных рефлексов, понижение рефлекса слизистой глотки и зева; часто имеется положительный симптом Хвостека.

Профилактика истощения центральной нервной системы сводится к борьбе с перегрузкой нервной системы и инфекционными болезнями, к созданию физических и психических условий для воспитания полноценной личности. Только правильное воспитание, общение с другими детьми, естественная обстановка жизни создают условия, необходимые для нормального развития.

Профилактика психоневрозов сводится к такому воспитанию личности, чтобы она гармонично сочетала интересы своего «я» с интересами коллектива.

Лечение. В тяжелых случаях желательно поместить ребенка в специальный санаторий, лесную школу и т. п. Основной принцип лечения таких детей — это максимальное пребывание на воздухе, правильная организация режима дня и правильное питание.

Физкультура, обтирания, солнечно-воздушные ванны, общеукрепляющее лечение дополняют указанное выше. Особенно рекомендуются рыбий жир, фосфор, кальций.

Психотерапевтические мероприятия имеют целью постепенное вовлечение ребенка в жизнь коллектива и в работу. Окружение ребенка должно вносить успокоение и организованность в аффективную сферу и в пониженный фон настроения.

Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Читайте также