Классификация анемий и особенности кроветворения у детей

Анемию следует рассматривать не как второстепенное, сопутствующее явление, а как заслуживающий внимания симптом, в причинах которого необходимо разобраться и принять меры к их устранению. Но прежде всего следует исключить возможность так называемых мнимых анемий — общей бледности, зависящей от своеобразия кровенаполнения, числа и ширины капилляров кожи, наблюдающихся часто у детей с невропатической конституцией или у детей, страдающих экссудативно-катаральным, лимфатическим и артритическим диатезом. Эта мнимая анемия чаще всего встречается в школьном возрасте, но и среди детей раннего возраста она не является редкостью.

Истинные анемии наиболее целесообразно подразделять следующим образом.

1. Конституциональные анемии, или анемии с эндогенной этиологией.

2. Анемии простые (легкие и тяжелые) — экзогенной этиологии: а) алиментарные, б) после кровотечений, в) после инфекций и на почве инфекций, г) при глистной болезни, д) на почве хронических отравлений и е) на почве негигиенического образа жизни.

3. Злокачественное малокровие.

4. Апластическая анемия.

В дальнейшем изложении мы будем придерживаться этиологической классификации анемий, но с учетом и возрастных реактивных особенностей детского организма. Некоторые формы в определенных возрастах встречаются особенно часто, поэтому их можно считать специфически возрастными. Некоторые же формы встречаются одинаково часто во все периоды детства и зависят исключительно от силы экзогенной вредности.

Для того чтобы разобраться в отдельных формах анемий и лейкозов, необходимо не только морфологическое изучение картины периферической крови, но и функциональная диагностика кроветворного аппарата. С этой целью применяется метод витальной окраски при помощи бриллиант-крезилблау для получения зернистости (substantia reticulo-filamentosa) в эритроцитах. Чем выше функциональная способность костного мозга, тем больше таких форм. Необходимо определение осмотической стойкости эритроцитов. Чрезвычайно ценные данные могут быть получены при исследовании пунктата костного мозга из грудины. Богатство костного мозга форменными элементами вообще и молодыми клетками эритроцитов и лейкоцитов — в частности говорит за усиление функции, за способность к регенерации.

Напоминаем главнейшие особенности кроветворения и состава крови у детей различных возрастов.

Характерной особенностью раннего детского возраста является склонность к возрождению экстрамедуллярного кроветворения, более легкое истощение кроветворных функций костного мозга с возвратом к эмбриональному типу кроветворения в печени, селезенке. Ввиду незрелости и легкой ранимости детского кроветворного аппарата реакция его на раздражение и вредности своеобразна, и гораздо легче и чаше появляются в периферической крови ядросодержащие эритроциты. Состав крови ребенка меняется по мере его роста и созревания, что ясно видно из таблицы.

247

В первое время у ребенка резче выражен анизоцитоз, полихроматофилия. ретикулоцитоз (от 9 до 27%), встречаются единичные нормобласты и миелоциты, увеличено содержание юных и палочковидных форм нейтрофилов, но за грудной период все эти особенности постепенно сглаживаются.

Число кровяных бляшек у детей во всех возрастах составляет 200—300 тысяч. Минимальная осмотическая стойкость эритроцитов в грудном возрасте составляет 0,50—0,48%, в старшем возрасте — 0,48—0,44%, максимальная стойкость во всех возрастах — 0,40—0,36% NaCl. Оседание эритроцитов (РОЭ) в час у новорожденных — 2 мм, в грудном возрасте — 4—8 мм, в старшем возрасте — 4—10 мм. Продолжительность кровотечения — 7—4 минуты, свертываемость крови — 4—5,5 минут. Количество крови за грудной период составляет 13—8,5% веса тела, в более старшем возрасте — 8—7%.

Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Читайте также