Детская истерия

С точки зрения учения об условных рефлексах в основе истерии лежит чрезвычайная слабость нервного процесса и функциональная недостаточность коры мозга (Красногорский).

Последняя характеризуется субнормальной возбудимостью, крайне быстрым истощением и расстройством даже элементарных функций полушария.

Истерия отличается крайней полиморфностью клинических проявлений со стороны чувствительной, двигательной, волевой, эмоциональной и рефлекторной деятельности.

Для истерии характерны патологическая внушаемость, конвульсивные приступы, крайняя утомляемость, фиксированные и извращенные идеи, пониженный самоконтроль, расстройства чувствительности и параличи.

У большинства истериков и истеричек отмечается чрезвычайная чувствительность кортикальных процессов к новым раздражениям, неустойчивость и крайние колебания условных рефлексов. Кортикальные элементы быстро истощают свою энергию и очень медленно восстанавливают свой нормальный потенциал.

При истерии доминируют различные отрицательные фазовые состояния (наркотическая, уравнительно-тормозная, парадоксальная). Парадоксальная реактивность объясняет и главный симптом истерии — внушаемость.

Типичными признаками истерического невроза являются тенденции к генеральным иррадиациям внутрикортикального торможения. В возникновении истерических симптомов огромное значение имеют конфликты между раздражением и торможением, ведущие к развитию длительных депрессий.

Характерна склонность к сохранению целых областей полушария в состоянии полного торможения при нормальной или даже повышенной возбудимости соседних участков.

Истерическая анестезия основана на временной инактивносги соответствующих кортикальных нолей, вызванной статическим понижением возбудимости. Истерические параличи являются результатом понижения статической возбудимости в кортикальных системах двигательного анализатора.

Таким образом истерия является неврозом, характеризующимся быстрой истощаемостью кортикальных элементов, замедленным восстановлением оптимальной возбудимости, отрицательно-фазовой реактивностью и наклонностью к развитию статических процессов и разделенных состояний коры.

Истерические состояния приходится наблюдать у детей довольно часто. Истерия обычно начинается в возрасте 2—3 лет, но наибольшая частота случаев истерии падает на школьный возраст, причем она, повидимому, встречается у девочек чаще. Чем старше ребенок, тем выявления истерии более схожи с выявлениями истерии у взрослых.

Клиническая картина истерии у детей, в отличие от истерии взрослых, часто отличается моносимптоматичностью и массивностью. Одним из наиболее распространенных симптомов являются истерические припадки, появляющиеся в виде реакции на какое-либо душевное волнение. Припадок может начинаться ощущением сердцебиения, подкатывания комка к горлу, затрудненного дыхания; затем появляется плач, смех, движения руками. При других формах развивается «истерический» обморок, при котором утраты сознания не бывает и больные помнят, что было с ними. При более тяжелых формах они падают как бы в бессознательном состоянии, но соблюдая осторожность и не нанося себе повреждений. Затем начинаются судороги то тонического, то клонического характера, очень часто в виде опистотонуса. Эти судороги могут длиться довольно долго, лицо бывает то красное, то бледное, синюхи не наблюдается, больные кусают губы, но не прикусывают языка и по прошествии припадка быстро оправляются. Могут наблюдаться, но гораздо реже, и так называемые приступы большой истерии (chorea magna) или истеро-эпилепсия. Эти приступы появляются особенно легко в подходящей обстановке, под влиянием подражания, внушения, когда дети замечают производимый ими эффект.

Другими характерными истерическими симптомами являются двигательные и чувствительные расстройства. Из числа первых можно указать на наличие параличей, контрактур и дрожания.

Что касается расстройств чувствительности, то они проявляются болями, анестезиями, гиперестезиями, парестезиями и не соответствуют анатомическому распределению чувствительной иннервации. Изредка бывает истерическая глухота и слепота с теми же особенностями, что и вышеописанные. Бывают рвоты, беспричинные спазмы пищевода, анорексия, недержание мочи и кала, возможны приступы астмы, заикания, невралгии, головных болей, бессонницы, страха, сомнамбулизма и так называемые дневные мечтания и «сумеречные состояния».

Из особенностей психической организации наиболее типичными чертами являются ненормальная эффективность, раздражительность, болезненная мнительность, наклонность к театральности, стремление быть центром внимания, капризы, фальшивость. Среди истерических детей встречаются два типа. У одних подкорковая деятельность относительно слаба, безусловные секреторные рефлексы слабы, двигательные также слабы и быстро угасают. При втором типе функциональной слабости коры противостоит сильная подкорковая деятельность. Эти дети имеют высокую безусловную секрецию и повышенные безусловные двигательные рефлексы. Функциональная недостаточность коры выражается в медленном образовании условных рефлексов, в их неустойчивости и малых рефлекторных эффектах.

Течение истерии обычно длительное, с перемежающимися улучшениями и ухудшениями состояния. Но все же отдельные истерические проявления могут быть легко устранены. Профилактическими мероприятиями можно предупредить развитие у таких детей больших приступов.

Профилактика заболеваний нервно-психической системы должна строиться на принципах создания наилучшего санитарно-гигиенического режима и ограждения от чрезмерных напряжений. Условия, в которых протекает жизнь «единственных» детей, часто создают угрозу для их психического развития. Только правильное воспитание, общение с детским коллективом может быть противоядием в таких случаях. Сочетание интересов «я» с интересами коллектива при правильной организации последнего может предохранить многих детей от срыва их психики. Создание при профамбулаториях психоневрологических диспансеров с организацией при них патронажного аппарата в лице сестер социальной помощи, тесный контакт школьного врача с педагогами помогут в ряде случаев своевременно выявить таких детей, изучить условия их домашней жизни и ее вредные моменты. Хорошие результаты может дать своевременное помещение такого ребенка в летний санаторий, пионерлагерь, временное изолирование ребенка из вредно влияющей на него среды.

Ввиду того что истерия является тормозным неврозом, нужно избегать всех условий, понижающих оптимальную возбудимость больших полушарий, т. е. всех утомляющих и истощающих факторов. Необходимо создавать спокойную обстановку, устранять все возбуждающие факторы, монотонные и продолжительные манипуляции, избегать переутомления, психических травм, конфликтов.

Важно обеспечить нервной системе длительный покой в виде дневного сна и дневного отдыха; питание должно быть полноценным и нераздражающим.

Для лечения показаны слабые раздражители, так как только они дают оптимальные рефлекторные эффекты. Необходимо создать для ребенка наилучшие условия обстановки. В большинстве случаев наиболее целесообразно поместить ребенка в другую среду, изолировать от невропатических родителей и воспитателей. Дети должны спать возможно дольше. Допустимо применять для достижения продолжительности сна снотворные. Пища должна содержать достаточное количество белков, жиров, липоидов и витаминов (А, В и О).

Очень важно систематически развивать кортикальную регуляцию путем тренировки тормозных рефлексов. Но все тормозные задачи должны соответствовать пониженной способности коры развивать регулирующие эффекты. Изучая жизнь ребенка и его состояние, необходимо открывать в его подсознательной сфере функционально больные условные рефлекторные системы и их класть в основу образования новых условных соединений между этими системами и корой в целом.

Внушение и гипноз противопоказаны. Допустимо осторожное применение водолечения, массажа, электризации. Рекомендуются препараты кальция, небольшие дозы брома, люминала, пантопона При наличии малокровия применяют мышьяк и железо.

Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Читайте также