Обучение ребенка узнавать время по часам

В жизни нередки ситуации, когда взрослых рядом нет, а ребенку требуется срочно узнать, который час или какое время осталось до значимого события. Например, ученик начальных классов собирается в школу. Мама сказала, что сборы займут полчаса, а дорога — пятнадцать минут. Еще пятнадцать минут потребуется в школе, чтобы раздеться, переобуться, приготовиться к уроку. Следовательно, начать собираться надо за час до звонка.

Если ребенок не умеет определять время по циферблату часов, он не сможет правильно распределить его. Поэтому уже в старшем дошкольном возрасте необходимо научить малыша пользоваться часами.

Сначала надо показать ему циферблат и рассказать, для чего нужны секундная, минутная и часовая стрелки, что за цифры и за черточки на него нанесены. Маленький ребенок, скорее всего, не умеет считать до 60. Ему достаточно знать, что тонкая секундная стрелка проходит круг за 1 минуту, самая большая (минутная) за 1 час, а самая широкая (часовая) за 24 часа.

Ребенок, наверняка, заинтересуется, как долго продолжается тот или иной промежуток времени. Следует сказать, что секунда длится примерно то время, за которое мы произносим слово «раз». При этом можно сказать, что секунды важны при определении победителей в соревнованиях, при расчете времени запуска ракеты в космос и т.п. Можно посмотреть с ребенком соревнования по лыжам, конькам, бегу, фигурному катанию, плаванию и подтвердить свои слова на практике. На циферблате секундная стрелка от одной черточки до другой проходит за 1 секунду. От одной до другой жирной черточки проходит 5 секунд, можно просчитать с ребенком до пяти, чтобы убедить его в правильности ваших слов. Если ребенок умеет считать пятерками, то он сможет определять количество секунд, ориентируясь по крупным черточкам.

Такие же манипуляции можно проделать с минутной стрелкой. Малыш уже знает, что полный оборот на циферблате каждая стрелка движется определенное время. Минутная стрелка от черточки до черточки движется 1 минуту, от одной жирной черточки до другой — 5 минут. Это время важно знать, например, при просмотре телепередач, когда диктор объявляет, что до начала наиболее значимой осталось такое-то время. Можно поиграть с ребенком на время собирания игрушек с пола в коробки, на бег вперегонки, на приготовление ко сну и т.п. Таким образом у ребенка закрепятся теоретические и практические навыки пользования временем и определения его с помощью часов.

В последнюю очередь можно рассказать о значении часовой стрелки. При этом надо объяснить с помощью глобуса, что наша Земля — шар, который делает оборот за сутки, что составляет 24 часа. Ровно через это время происходит смена суток. Начинаются они ночью, после того, как наступит двадцать четыре часа, 0 минут и 0 секунд. Для удобства на циферблате нанесены цифры не от 1 до 24, а от 1 до 12. В дневное время цифра 1 означает 13 часов, цифра 2 — 14 и т.д. то есть, если захочется узнать, который час, то следует к 12 прибавить цифру, на которой стоит часовая стрелка.

На заключительном этапе обучения можно рассказать малышу, что значат понятия полчаса, полдня, четверть часа, а также разъяснить, что означают фразы с предлогом «без». Учите ребенка правильно спрашивать о времени и правильно отвечать на вопросы о нем. Несколько раз в игровой форме проведите тренинг. Он может быть, например, таким:

  • Скажите, пожалуйста, который сейчас час?
  • Сейчас четырнадцать часов пятнадцать минут.
  • А когда начнется фильм?
  • Без пятнадцати три. И т.д.

В дальнейшем ребенок может самостоятельно играть «во время» с куклами и другими игрушками, собирая их гулять, кормить, соревноваться.

Когда ребенок научится свободно ориентироваться в циферблате, в качестве награды можно подарить ему недорогие наручные часы. Он будет смотреть на них и быстро научится определять время по ним.

Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Читайте также