Формирование опорных когнитивных навыков

Июль 26, 2016 / Комментарии 0

Умение познавать – вот единственное, что на самом деле отличает человека от животных. Мы все в той или иной мере являемся средоточием инстинктов и естественных реакций. Собственно, чисто человеческого в человеке не так уж много, поэтому очень важно с самого раннего детства озаботиться тем, чтобы у ребенка формировались те навыки, которые дадут ему больше собственно человеческого, а не животного опыта.

Для этого еще на ранних этапах развития необходимо постараться предоставить маленькому человеку еще до того, как у него формируется речевой аппарат, как можно более широкий спектр ощущений телесного, тактильного, температурного, звукового и зрительного опыта. Чем больше малыш увидит, услышит, пощупает, понюхает и почувствует на себе, тем сильнее у него будет познавательная мотивация – она будет “прошита” в его мозгу на совершенно бессознательном, еще дословесном уровне. Это даст мощную естественную опору в жизни, способность качественно переваривать любую новую информацию и постоянно стремиться к новому, легко сходиться с людьми и легко, подсознательно их читать и понимать.

Следующим шагом является постановка правильной культуры чтения и обучения любым навыкам. Собственно, родители должны поставить перед собой задачу обучить ребенка самостоятельно обучаться и приобретать навыки, которых у него еще нет без посторонней подсказки и постоянной внешней помощи и подталкивания. Только в таком случае он станет действительно независимым и успешным человеком. Самостоятельность мышления и характера закладывается именно на уровне первичного обучения.

Например, после прочтения нескольких книг можно предложить самостоятельно сформировать себе карту чтения, т.е., выбрать те книги, которые считал бы нужным прочитать сам ребенок, опираясь на советы родителей и уже прочитанную литературу. Для формирования самостоятельности мысли очень полезно формировать у ребенка с раннего возраста культуру “классического образования”. Это означает изучение в первую очередь первоисточников, а не позднейших комментариев к ним. Так, знакомство с древней историей проводилось в классических гимназиях не по учебникам истории, а по “Сравнительным жизнеописаниям” Плутарха и “Анабазису” Ксенофонта, и желательно – на языке оригинала, то есть, древнегреческом.

Понятно, что учить древнегреческий не обязательно, но привычка читать оригиналы, а не пересказы, брать те книги, которые лежат в базисе человеческой культуры, а не современные однодневки в значительной степени формируют культуру собственного мышления ребенка.

Подпишитесь на свежую email рассылку сайта!

Читайте также